Знаменитые люди района
![]() | Олег Юрьевич Атьков Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, лауреат Государственной премии СССР, доктор медицинских наук, профессор
|
![]() |
|
Порядковый номер 137 (57)
Количество полетов - 1
Продолжительность полета - 236 суток 22 часа 49 минут 04 секунды.
Статус - летчик-космонавт СССР
Дата и место рождения:
Родился 9 мая 1949 года в селе Хворостянка Хворостянского района Куйбышевской области, РСФСР.
Образование и научные звания:
В 1966 году окончил 10 классов средней школы №20 в городе Херсон, УССР.
В 1966 - 1967 годах учился на 3-м курсе Херсонского медицинского училища.
С сентября 1967 года учился на 1-м курсе лечебного факультета Крымского государственного медицинского института в городе Симферополь.
С августа 1968 года учился на 2-м - 4-м курсах лечебного факультета Киевского медицинского института.
В 1971 году поступил, и в 1973 году окончил лечебный факультет 1-го Московского медицинского института имени Сеченова (1ММИ).
В 1975 году окончил клиническую ординатуру, а в 1978 году окончил аспирантуру Научно-исследовательского института кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР.
Кандидат медицинских наук (1978), доктор медицинских наук (1986), профессор кардиологии (1991).
Профессиональная деятельность:
С сентября 1966 года работал препаратором медсанчасти Херсонского хлопчатобумажного комбината.
С сентября 1973 года работал клиническим ординатором в Институте клинической кардиологии имени Мясникова Всесоюзного (ныне Всероссийского) кардиологического научного центра (ВКНЦ) АМН СССР.
С октября 1975 года работал аспирантом, занимался изучением сердечно-сосудистой системы космонавтов, выполняющих длительные полеты.
С июля 1978 года работал младшим научным сотрудником (м.н.с.), а с февраля 1982 года – старшим научным сотрудником (с.н.с.) клинико-функционального отдела Института клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР.
С ноября 1984 года руководил лабораторией функциональных методов исследований Института клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР.
С февраля 1987 года работал руководителем отдела новых методов диагностики Института клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР (с 1992 года - Кардиологический научный центр Российской академии медицинских наук).
С ноября 1991 года работал заведующим кафедрой инструментальных методов диагностики Российского государственного медицинского университета.
В 1989 - 1996 годах был содиректором департамента Space Life Sciences Международного космического университета (ISU, Страсбург, Франция). В 1998 - 1999 годах был профессором, руководителем департамента Life Sciences ISU.
С января 2000 работал экспертом Европейской комиссии (Брюссель) по телемедицине.
В 2003 году возглавил департамент здравоохранения Министерства путей сообщения Российской Федерации.
17 августа 2005 года Советом директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) назначен вице-президентом компании. С 16 сентября 2005 года является вице-президентом по здравоохранению и социальным вопросам.
Воинское звание:
Подполковник медицинской службы запаса.
Космическая подготовка:
В 1976 году по рекомендации и представлению начальника медицинского управления ЦПК полковника Еремина прошел медкомиссию в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) во время второго набора в отряд космонавтов ИМБП, и 28 января 1977 года получил допуск Главной медицинской комиссии (ГМК) к спецтренировкам. Однако на Государственную межведомственную комиссию (ГМВК) не представлялся, так как не хотел переходить на работу в ИМБП. Продолжал ежегодно проходить медкомиссию, подтверждая свой допуск к спецтренировкам.
После принятия решения о полёте пожилого космонавта, за состоянием здоровья которого Олег Атьков должен был наблюдать на орбите, в августе 1982 года был направлен на индивидуальную техническую подготовку в НПО «Энергия». 9 марта 1983 года он был представлен на ГМВК и после получения положительного заключения с июня по октябрь 1983 года проходил ускоренную подготовку в ЦПК в составе группы космонавтов по программе ДОС «Салют-7».
С октября 1983 по январь 1984 года проходил подготовку в качестве космонавта-врача-исследователя основного экипажа по программе третьей основной экспедиции (ЭО-3) на ДОС «Салют-7», вместе с с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым.
Первый полет
С 8 февраля по 2 октября 1984 года в качестве космонавта-исследователя третьей основной экспедиции (ЭО-3) на ДОС «Салют-7», вместе с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Стартовал на КК «Союз Т-10», посадка на «Союз Т-11».
Позывной: «Маяк-3».
Продолжительность полета составила 236 суток 22 часа 49 минут 04 секунды.
Общественно-политическая деятельность:
С 1991 был президентом Российской ассоциации специалистов ультразвуковой диагностики в медицине.
В 1992 году основал и являлся главным редактором журнала «Визуализация в клинике».
С 2000 года - президент Российской ассоциации телемедицины.
Генеральный секретарь Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».
Председатель Комитета по присуждению Международной премии Андрея Первозванного.
Почетные звания:
Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1984 года).
Лётчик-космонавт СССР.
Классность
Космонавт 2-го класса (1984).
Публикации:
Является автором 14 изобретений, 3 патентов, 4 монографий, имеет свыше 150 научных работ.
Награды:
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (2 октября 1984 года).
Награжден также орденом «Кирти Чакра» (Индия, 1985).
Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).
Лауреат Государственной премии СССР 1989 года за разработку методов эхокардиографической диагностики и контроля состояния сердечно-сосудистой системы и внедрения их в практику здравоохранения. Лауреат премии Ленинского комсомола 1978 года.
Семейное положение
Отец - Атьков Юрий Иванович, род.01.05.1926, полковник внешней разведки в отставке.
Мать - Атькова (Плахута) Дина Ростиславовна, род.12.05.1927, преподаватель русского языка и литературы.
Жена - Атькова (Алексеева) Евгения Львовна, род.23.08.1950, с.н.с. Всероссийского научно-исследовательского института глазных болезней (ВНИИГБ) АМН РФ.
Дочь - Атькова Екатерина Олеговна, род. 13.04.1972, врач дермато-венеролог.
Увлечения
Любит проводить свободное время в кругу семьи.
Количество полетов - 1
Продолжительность полета - 236 суток 22 часа 49 минут 04 секунды.
Статус - летчик-космонавт СССР
Дата и место рождения:
Родился 9 мая 1949 года в селе Хворостянка Хворостянского района Куйбышевской области, РСФСР.
Образование и научные звания:
В 1966 году окончил 10 классов средней школы №20 в городе Херсон, УССР.
В 1966 - 1967 годах учился на 3-м курсе Херсонского медицинского училища.
С сентября 1967 года учился на 1-м курсе лечебного факультета Крымского государственного медицинского института в городе Симферополь.
С августа 1968 года учился на 2-м - 4-м курсах лечебного факультета Киевского медицинского института.
В 1971 году поступил, и в 1973 году окончил лечебный факультет 1-го Московского медицинского института имени Сеченова (1ММИ).
В 1975 году окончил клиническую ординатуру, а в 1978 году окончил аспирантуру Научно-исследовательского института кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР.
Кандидат медицинских наук (1978), доктор медицинских наук (1986), профессор кардиологии (1991).
Профессиональная деятельность:
С сентября 1966 года работал препаратором медсанчасти Херсонского хлопчатобумажного комбината.
С сентября 1973 года работал клиническим ординатором в Институте клинической кардиологии имени Мясникова Всесоюзного (ныне Всероссийского) кардиологического научного центра (ВКНЦ) АМН СССР.
С октября 1975 года работал аспирантом, занимался изучением сердечно-сосудистой системы космонавтов, выполняющих длительные полеты.
С июля 1978 года работал младшим научным сотрудником (м.н.с.), а с февраля 1982 года – старшим научным сотрудником (с.н.с.) клинико-функционального отдела Института клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР.
С ноября 1984 года руководил лабораторией функциональных методов исследований Института клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР.
С февраля 1987 года работал руководителем отдела новых методов диагностики Института клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР (с 1992 года - Кардиологический научный центр Российской академии медицинских наук).
С ноября 1991 года работал заведующим кафедрой инструментальных методов диагностики Российского государственного медицинского университета.
В 1989 - 1996 годах был содиректором департамента Space Life Sciences Международного космического университета (ISU, Страсбург, Франция). В 1998 - 1999 годах был профессором, руководителем департамента Life Sciences ISU.
С января 2000 работал экспертом Европейской комиссии (Брюссель) по телемедицине.
В 2003 году возглавил департамент здравоохранения Министерства путей сообщения Российской Федерации.
17 августа 2005 года Советом директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) назначен вице-президентом компании. С 16 сентября 2005 года является вице-президентом по здравоохранению и социальным вопросам.
Воинское звание:
Подполковник медицинской службы запаса.
Космическая подготовка:
В 1976 году по рекомендации и представлению начальника медицинского управления ЦПК полковника Еремина прошел медкомиссию в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) во время второго набора в отряд космонавтов ИМБП, и 28 января 1977 года получил допуск Главной медицинской комиссии (ГМК) к спецтренировкам. Однако на Государственную межведомственную комиссию (ГМВК) не представлялся, так как не хотел переходить на работу в ИМБП. Продолжал ежегодно проходить медкомиссию, подтверждая свой допуск к спецтренировкам.
После принятия решения о полёте пожилого космонавта, за состоянием здоровья которого Олег Атьков должен был наблюдать на орбите, в августе 1982 года был направлен на индивидуальную техническую подготовку в НПО «Энергия». 9 марта 1983 года он был представлен на ГМВК и после получения положительного заключения с июня по октябрь 1983 года проходил ускоренную подготовку в ЦПК в составе группы космонавтов по программе ДОС «Салют-7».
С октября 1983 по январь 1984 года проходил подготовку в качестве космонавта-врача-исследователя основного экипажа по программе третьей основной экспедиции (ЭО-3) на ДОС «Салют-7», вместе с с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым.
Первый полет
С 8 февраля по 2 октября 1984 года в качестве космонавта-исследователя третьей основной экспедиции (ЭО-3) на ДОС «Салют-7», вместе с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Стартовал на КК «Союз Т-10», посадка на «Союз Т-11».
Позывной: «Маяк-3».
Продолжительность полета составила 236 суток 22 часа 49 минут 04 секунды.
Общественно-политическая деятельность:
С 1991 был президентом Российской ассоциации специалистов ультразвуковой диагностики в медицине.
В 1992 году основал и являлся главным редактором журнала «Визуализация в клинике».
С 2000 года - президент Российской ассоциации телемедицины.
Генеральный секретарь Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».
Председатель Комитета по присуждению Международной премии Андрея Первозванного.
Почетные звания:
Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1984 года).
Лётчик-космонавт СССР.
Классность
Космонавт 2-го класса (1984).
Публикации:
Является автором 14 изобретений, 3 патентов, 4 монографий, имеет свыше 150 научных работ.
Награды:
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (2 октября 1984 года).
Награжден также орденом «Кирти Чакра» (Индия, 1985).
Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).
Лауреат Государственной премии СССР 1989 года за разработку методов эхокардиографической диагностики и контроля состояния сердечно-сосудистой системы и внедрения их в практику здравоохранения. Лауреат премии Ленинского комсомола 1978 года.
Семейное положение
Отец - Атьков Юрий Иванович, род.01.05.1926, полковник внешней разведки в отставке.
Мать - Атькова (Плахута) Дина Ростиславовна, род.12.05.1927, преподаватель русского языка и литературы.
Жена - Атькова (Алексеева) Евгения Львовна, род.23.08.1950, с.н.с. Всероссийского научно-исследовательского института глазных болезней (ВНИИГБ) АМН РФ.
Дочь - Атькова Екатерина Олеговна, род. 13.04.1972, врач дермато-венеролог.
Увлечения
Любит проводить свободное время в кругу семьи.
Родился 9 мая 1949 года в селе Хворостянка Хворостянского района Куйбышевской (ныне Самарской) области. Отец - Атьков Юрий Иванович (1926 г. рожд.), полковник внешней разведки в отставке. Мать - Атькова (Плахута) Дина Ростиславовна (1927 г. рожд.), преподаватель русского языка и литературы, ныне - на пенсии. Супруга - Атькова (Алексеева) Евгения Львовна (1950 г. рожд.), старший научный сотрудник ВНИИ глазных болезней РАМН. Дочь - Атькова Екатерина Олеговна (1972 г. рожд.), врач дермато-венеролог. Внучка - Татьяна (2000 г. рожд.).
Рос Олег как и все мальчишки, всем интересовался. Но в 5-м классе уже твердо заявил родителям, что собирается стать врачом. Большую роль в этом выборе сыграла двоюродная сестра матери Олега - Елена Ивановна Галутва, работавшая невропатологом в 1-й детской инфекционной больнице в Куйбышеве. Как-то вместе с ней Олег присутствовал на операции в больнице имени М.И. Калинина, которую проводил нейрохирург Н.И. Алексеев. Увиденное в операционной взволновало его настолько, что он написал сочинение о враче-хирурге, в словесном портрете которого легко угадывался замечательный куйбышевский врач.
После 5-го класса Олег учился в ГДР, куда был командирован его отец. После окончания средней школы в 1966 году он поступал в медицинский институт, но не прошел по конкурсу. Однако мечте о медицине остался верен. На родине матери, в Херсоне, стал работать препаратором в медсанчасти хлопчатобумажного комбината и одновременно учился в медицинском училище, а на следующий год поступил в Крымский медицинский институт в Симферополе. После возвращения родителей из ГДР Олег переехал к семье в Киев и продолжил медицинское образование в Киевском мединституте.
Студентом Олег Атьков женился и вместе с супругой переехал в Москву, где в 1973 году окончил 1-й Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова, а затем ординатуру (1975) и аспирантуру (1978) Научно-исследовательского института кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра (ВКНЦ) Академии медицинских наук СССР. С 1978 года Олег Атьков работал младшим научным сотрудником, с 1982 года - старшим научным сотрудником клинико-функционального отдела Института клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова.
С 1975 года Олег Атьков был привлечен Центром подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А. Гагарина для обследования космонавтов, совершивших длительные космические полеты. Ему принадлежит безусловный приоритет в области ультразвуковой диагностики - новой и очень информативной медицинской технологии, впервые примененной для обследования сердечно-сосудистой системы космонавтов. Первыми "пациентами" О. Атькова стали летчики-космонавты СССР Б. Волынов и В. Желобов, возвратившиеся после очень напряженного 49-суточного космического полета на станции "Салют-5" ("Алмаз"). В последующие годы он проводил обследования всех космонавтов, выполнивших длительные космические полеты, для чего неоднократно командировался на космодром Байконур.
В 1976 году по рекомендации и представлению начальника медицинского управления ЦПК полковника Еремина Олег Атьков прошел все этапы медицинского отбора в отряд врачей-космонавтов и был рекомендован как опытный специалист для дальнейшей подготовки. В январе 1977 года он успешно прошел медкомиссию в Институте медико-биологических проблем (ИМБП), но на включение в отряд космонавтов-медиков не был представлен, так как не захотел переходить на работу в ИМБП. Имея собственное представление о роли врача во время длительного полета и понимая, что Институт медико-биологических проблем не имеет реальной клинической базы, Атьков пришел тогда к выводу, что переход в ИМБП на должность врача-космонавта привел бы к перепрофилированию его деятельности как врача и мог способствовать утрате навыков клинической работы. При этом он продолжал активно тренироваться с коллегами из ИМБП и отрядом космонавтов. Ежегодно проходил медкомиссию, подтверждая свою пригодность для спецтренировок.
В конце 1970-х годов у генерального конструктора НПО "Энергия" В.П. Глушко возникла идея послать в космический полет пожилого космонавта. Исследование реакции его организма на факторы космического полета, возможно, позволило бы расширить возрастные рамки космонавтов, а также побить рекорд астронавта США Д. Слейтона, летавшего в космос в возрасте 51 года. С этой целью в 1982 году был отобран один из старейших (на тот период времени) и опытнейших инженеров-космонавтов, 56-летний профессор К.П. Феоктистов, который уже имел опыт полета в космос. Для проведения исследований его организма на борту долговременной орбитальной станции "Салют-7" была выбрана кандидатура кандидата медицинских наук Олега Атькова. 9 марта 1983 года вопрос о его включении в отряд космонавтов рассматривался Государственной мандатной (межведомственной) комиссией и после положительного заключения Атьков был направлен на подготовку в ЦПК.
Однако внезапно обострившееся хроническое заболевание у Феоктистова сделало невозможным его включение в экипаж, и полет космонавта был отменен. Тем не менее усилия Олега Атькова, уже проходившего индивидуальную подготовку с августа 1982 года в НПО "Энергия" по программе космонавта-исследователя, были вознаграждены. В начале 1983 года он был назначен на должность врача-космонавта Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР и прикомандирован в ЦПК для прохождения общей космической подготовки. В октябре того же года было принято решение о его включении в экипаж третьей основной экспедиции на орбитальной станции "Салют-7" в качестве врача-космонавта-исследователя.
8 февраля - 2 октября 1984 года экипаж космического корабля "Союз Т-10" в составе Л. Кизима, В. Соловьева и О. Атькова совершил космический полет на орбитальную стацию "Салют-7". Во время пребывания в космосе экипаж принял две экспедиции посещения: советско-индийскую - в составе Ю. Малышева, Г. Стрекалова и Р. Шармы (Индия) и экипаж корабля "Союз Т-12" в составе В. Джанибекова, С. Савицкой и И. Волка. Экипаж совершил 5 выходов в открытый космос для проведения уникальных ремонтно-восстановительных работ на трубопроводах объединенной двигательной установки станции. Продолжительность полета составила рекордный по тем временам срок - 236 суток 22 часа 49 минут.
Во время экспедиции О. Атьковым был проведен большой комплекс исследований и экспериментов на борту станции: от изучения тончайших процессов в организме человека, идущих на клеточном уровне, до получения материалов для сверхчистых препаратов. В ходе полета были проверены новая аппаратура и приборы, помогающие оценивать состояние космонавтов, бороться с теми неблагоприятными изменениями, которые вызываются невесомостью и другими факторами космического полета. Впервые врач, в том числе и у себя, осуществил заборы крови из вены и проводил исследования на биохимическом анализаторе. Проведенные ультразвуковые исследования сердца, сосудов и внутренних органов открыли новую страницу в космической физиологии и медицине.
После возвращения на Землю Олег Атьков продолжил работу в Институте клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова. В 1984 году он стал заведующим лабораторией функциональных методов исследования. В 1986 году защитил докторскую диссертацию, в которой удачно сочетаются оба направления его научных интересов - космическая медицина и клиническая кардиология. Эти направления и сегодня тесно переплетаются в его работе. Это физиология, патофизиология и клиническая фармакология сердечно-сосудистой системы, диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы, космическая физиология и медицина, телемедицина.
С 1987 года О.Ю. Атьков руководит отделом новых методов диагностики и исследований. Одновременно с 1991 года является профессором, заведующим кафедрой инструментальных методов диагностики Российского государственного медицинского университета. Наряду с клинической и педагогической деятельностью он продолжает активную исследовательскую работу в области космической физиологии и медицины. Участвует в экспериментах при полетах по параболе Кеплера на специально оборудованных для этих целях самолетах Ил-76ТД и А-300.
С 1989 года он сотрудничает с Международным космическим университетом в Страсбурге (ISU) в качестве содиректора департамента "Space Life Science", в 1998-1999 годах вел педагогическую и исследовательскую работу в ISU. Олег Атьков продолжает создавать российскую школу специалистов в области ультразвуковой диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Под его научным руководством подготовлено более 30 кандидатов и докторов медицинских наук в СССР и России, а также 5 магистров по специальности "космические исследования" в ISU.
С 1991 года О.Ю. Атьков является президентом Российской ассоциации специалистов ультразвуковой диагностики в медицине, а с 2000 года - президентом Российской ассоциации телемедицины и экспертом-консультантом Европейской комиссии (Брюссель) в области телемедицины. В 1992 году он основал и до настоящего времени является главным редактором научного журнала "Визуализация в клинике". В 1985 году его избрали почетным доктором университета имени Гумбольдта (Берлин).
Олег Атьков - автор более 150 научных трудов, в том числе 4 монографий, 14 изобретений, 3 патентов. За разработку методов эхокардиографической диагностики и контроля состояния сердечно-сосудистой системы и внедрения их в практику здравоохранения ему присуждена Государственная премия СССР за 1989 год. Он также отмечен премией Ленинского комсомола (1978), Золотой медалью имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР (1987), дипломом Международного общества и Федерации кардиологии (МОФК).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1984 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденом Ленина (1984), высшей наградой Республики Индия - орденом "Кирти Чакра" (1984), медалями. Почетный гражданин городов Джезказган, Ленинск, Гагарин, Варна, села Хворостянка.
Практически полное отсутствие свободного времени не позволяет Олегу Юрьевичу в полной мере реализовать свои увлечения и интересы. Свои редкие отпускные дни он любит проводить в кругу семьи, где в апреле 2000 года родилась внучка - Татьяна Атькова.
Живет и работает в Москве.
Рос Олег как и все мальчишки, всем интересовался. Но в 5-м классе уже твердо заявил родителям, что собирается стать врачом. Большую роль в этом выборе сыграла двоюродная сестра матери Олега - Елена Ивановна Галутва, работавшая невропатологом в 1-й детской инфекционной больнице в Куйбышеве. Как-то вместе с ней Олег присутствовал на операции в больнице имени М.И. Калинина, которую проводил нейрохирург Н.И. Алексеев. Увиденное в операционной взволновало его настолько, что он написал сочинение о враче-хирурге, в словесном портрете которого легко угадывался замечательный куйбышевский врач.
После 5-го класса Олег учился в ГДР, куда был командирован его отец. После окончания средней школы в 1966 году он поступал в медицинский институт, но не прошел по конкурсу. Однако мечте о медицине остался верен. На родине матери, в Херсоне, стал работать препаратором в медсанчасти хлопчатобумажного комбината и одновременно учился в медицинском училище, а на следующий год поступил в Крымский медицинский институт в Симферополе. После возвращения родителей из ГДР Олег переехал к семье в Киев и продолжил медицинское образование в Киевском мединституте.
Студентом Олег Атьков женился и вместе с супругой переехал в Москву, где в 1973 году окончил 1-й Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова, а затем ординатуру (1975) и аспирантуру (1978) Научно-исследовательского института кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра (ВКНЦ) Академии медицинских наук СССР. С 1978 года Олег Атьков работал младшим научным сотрудником, с 1982 года - старшим научным сотрудником клинико-функционального отдела Института клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова.
С 1975 года Олег Атьков был привлечен Центром подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А. Гагарина для обследования космонавтов, совершивших длительные космические полеты. Ему принадлежит безусловный приоритет в области ультразвуковой диагностики - новой и очень информативной медицинской технологии, впервые примененной для обследования сердечно-сосудистой системы космонавтов. Первыми "пациентами" О. Атькова стали летчики-космонавты СССР Б. Волынов и В. Желобов, возвратившиеся после очень напряженного 49-суточного космического полета на станции "Салют-5" ("Алмаз"). В последующие годы он проводил обследования всех космонавтов, выполнивших длительные космические полеты, для чего неоднократно командировался на космодром Байконур.
В 1976 году по рекомендации и представлению начальника медицинского управления ЦПК полковника Еремина Олег Атьков прошел все этапы медицинского отбора в отряд врачей-космонавтов и был рекомендован как опытный специалист для дальнейшей подготовки. В январе 1977 года он успешно прошел медкомиссию в Институте медико-биологических проблем (ИМБП), но на включение в отряд космонавтов-медиков не был представлен, так как не захотел переходить на работу в ИМБП. Имея собственное представление о роли врача во время длительного полета и понимая, что Институт медико-биологических проблем не имеет реальной клинической базы, Атьков пришел тогда к выводу, что переход в ИМБП на должность врача-космонавта привел бы к перепрофилированию его деятельности как врача и мог способствовать утрате навыков клинической работы. При этом он продолжал активно тренироваться с коллегами из ИМБП и отрядом космонавтов. Ежегодно проходил медкомиссию, подтверждая свою пригодность для спецтренировок.
В конце 1970-х годов у генерального конструктора НПО "Энергия" В.П. Глушко возникла идея послать в космический полет пожилого космонавта. Исследование реакции его организма на факторы космического полета, возможно, позволило бы расширить возрастные рамки космонавтов, а также побить рекорд астронавта США Д. Слейтона, летавшего в космос в возрасте 51 года. С этой целью в 1982 году был отобран один из старейших (на тот период времени) и опытнейших инженеров-космонавтов, 56-летний профессор К.П. Феоктистов, который уже имел опыт полета в космос. Для проведения исследований его организма на борту долговременной орбитальной станции "Салют-7" была выбрана кандидатура кандидата медицинских наук Олега Атькова. 9 марта 1983 года вопрос о его включении в отряд космонавтов рассматривался Государственной мандатной (межведомственной) комиссией и после положительного заключения Атьков был направлен на подготовку в ЦПК.
Однако внезапно обострившееся хроническое заболевание у Феоктистова сделало невозможным его включение в экипаж, и полет космонавта был отменен. Тем не менее усилия Олега Атькова, уже проходившего индивидуальную подготовку с августа 1982 года в НПО "Энергия" по программе космонавта-исследователя, были вознаграждены. В начале 1983 года он был назначен на должность врача-космонавта Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР и прикомандирован в ЦПК для прохождения общей космической подготовки. В октябре того же года было принято решение о его включении в экипаж третьей основной экспедиции на орбитальной станции "Салют-7" в качестве врача-космонавта-исследователя.
8 февраля - 2 октября 1984 года экипаж космического корабля "Союз Т-10" в составе Л. Кизима, В. Соловьева и О. Атькова совершил космический полет на орбитальную стацию "Салют-7". Во время пребывания в космосе экипаж принял две экспедиции посещения: советско-индийскую - в составе Ю. Малышева, Г. Стрекалова и Р. Шармы (Индия) и экипаж корабля "Союз Т-12" в составе В. Джанибекова, С. Савицкой и И. Волка. Экипаж совершил 5 выходов в открытый космос для проведения уникальных ремонтно-восстановительных работ на трубопроводах объединенной двигательной установки станции. Продолжительность полета составила рекордный по тем временам срок - 236 суток 22 часа 49 минут.
Во время экспедиции О. Атьковым был проведен большой комплекс исследований и экспериментов на борту станции: от изучения тончайших процессов в организме человека, идущих на клеточном уровне, до получения материалов для сверхчистых препаратов. В ходе полета были проверены новая аппаратура и приборы, помогающие оценивать состояние космонавтов, бороться с теми неблагоприятными изменениями, которые вызываются невесомостью и другими факторами космического полета. Впервые врач, в том числе и у себя, осуществил заборы крови из вены и проводил исследования на биохимическом анализаторе. Проведенные ультразвуковые исследования сердца, сосудов и внутренних органов открыли новую страницу в космической физиологии и медицине.
После возвращения на Землю Олег Атьков продолжил работу в Институте клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова. В 1984 году он стал заведующим лабораторией функциональных методов исследования. В 1986 году защитил докторскую диссертацию, в которой удачно сочетаются оба направления его научных интересов - космическая медицина и клиническая кардиология. Эти направления и сегодня тесно переплетаются в его работе. Это физиология, патофизиология и клиническая фармакология сердечно-сосудистой системы, диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы, космическая физиология и медицина, телемедицина.
С 1987 года О.Ю. Атьков руководит отделом новых методов диагностики и исследований. Одновременно с 1991 года является профессором, заведующим кафедрой инструментальных методов диагностики Российского государственного медицинского университета. Наряду с клинической и педагогической деятельностью он продолжает активную исследовательскую работу в области космической физиологии и медицины. Участвует в экспериментах при полетах по параболе Кеплера на специально оборудованных для этих целях самолетах Ил-76ТД и А-300.
С 1989 года он сотрудничает с Международным космическим университетом в Страсбурге (ISU) в качестве содиректора департамента "Space Life Science", в 1998-1999 годах вел педагогическую и исследовательскую работу в ISU. Олег Атьков продолжает создавать российскую школу специалистов в области ультразвуковой диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Под его научным руководством подготовлено более 30 кандидатов и докторов медицинских наук в СССР и России, а также 5 магистров по специальности "космические исследования" в ISU.
С 1991 года О.Ю. Атьков является президентом Российской ассоциации специалистов ультразвуковой диагностики в медицине, а с 2000 года - президентом Российской ассоциации телемедицины и экспертом-консультантом Европейской комиссии (Брюссель) в области телемедицины. В 1992 году он основал и до настоящего времени является главным редактором научного журнала "Визуализация в клинике". В 1985 году его избрали почетным доктором университета имени Гумбольдта (Берлин).
Олег Атьков - автор более 150 научных трудов, в том числе 4 монографий, 14 изобретений, 3 патентов. За разработку методов эхокардиографической диагностики и контроля состояния сердечно-сосудистой системы и внедрения их в практику здравоохранения ему присуждена Государственная премия СССР за 1989 год. Он также отмечен премией Ленинского комсомола (1978), Золотой медалью имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР (1987), дипломом Международного общества и Федерации кардиологии (МОФК).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1984 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденом Ленина (1984), высшей наградой Республики Индия - орденом "Кирти Чакра" (1984), медалями. Почетный гражданин городов Джезказган, Ленинск, Гагарин, Варна, села Хворостянка.
Практически полное отсутствие свободного времени не позволяет Олегу Юрьевичу в полной мере реализовать свои увлечения и интересы. Свои редкие отпускные дни он любит проводить в кругу семьи, где в апреле 2000 года родилась внучка - Татьяна Атькова.
Живет и работает в Москве.
11 | 1 |
с Чахи-Аба на бортах в Московский ПО, дня два формировали СБО, жили в палаточном городке недалеко от аэродрома. Нам сказали, что операция рассчитана на 5 суток, задача – уничтожение банд формирований, находящихся в кишлаке рядом с зоной высадки, зачистка кишлака, перекрытие перевала. Получили боекомплект, сухпай на 5 суток, а утром следующего дня – погрузка и вылет. Очень чётко помню этот полёт, чёрные, серые, покрытые снегом вершины гор, чужие, страшные,… В салоне все молча сидели глядя то в иллюминатор, то друг на друга, сжимая в руках оружие.
Перед высадкой борты обрабатывали нурсами посадочную площадку. Очччень неприятное ощущение, особенно для новичков. Высадка была жёсткой, десантировались с нависших над землёй бортов. Выпрыгивая по очереди, один отбегал влево, следующий вправо и, т.д. занимая круговую оборону, двое последних выбрасывали БК и сухпай. Борты ушли, нас разбили по группам и все ушли на свои позиции.
Заняли три высоты. Правую, где внизу был небольшой кишлак, заняла Кара-Калинская ДШГ, центральную и левую высоты – мы. Центральная, как КП. Я, со своим взводом находился на левой высоте. Сразу же начали окапываться, работали целый день, было жарко. Лишь только когда закончили и остыли, поняли какой там на самом деле колотун. Не знаю как в других группах, но у нас была только летняя форма одежды, ни курток, ни спальников у нас не было.
Ночью несли службу, днём отсыпались обнявшись друг с другом, оставив на позиции одного наблюдателя с радиостанцией. Особых боевых действий не было. Так, в первые две ночи незначительные перестрелки. Думаю, командование знало, что где-то в этом районе духовская база, но не знали где точно. Мы чего-то ждали. По-моему на второй или третий день вместе с боеприпасами, борты привезли несколько человек сорбозов. Нас собрали На КП, приказали усилить бдительность и быть готовыми в любой момент к переходу…
Но, на пятый или шестой день поступила команда сниматься. Где-то уже были слышны выстрелы и взрывы. – десантники избавлялись от лишнего груза боеприпасов. Примерно в восемь – восемь тридцать утра в небе появились борты. – 6 штук. Выстроились в круг и по очереди начали нурсовать площадки (или обнаружили духовскую базу). Отстрелялся первый борт (в два захода), за ним пошёл второй, белый, на борту надпись «АЭРОФЛОТ» (мы их называли – голубь мира).
В этот момент я услышал чёткие тройные очереди из ДШК. Или лётчики обнаружили духов, или пролетали слишком близко от их позиций, те, не смогли удержаться от соблазна. Духи себя выдали, огонь велся со стороны гор напротив наших позиций через ущелье в правой части которого и находился тот кишлак. Борт отстрелялся, вышел из боевого и пошел в разворот на второй боевой… Возле нас была радиостанция, и мы слышали как их предупреждали и просили уходить с того места, но,… они не слышали.
Развернувшись, борт пошёл на второй боевой и, опять чёткие, тройные очереди из ДШК. Мы увидели как с борта пошёл дымок и, он начал падать планируя, затем повалил густой дым и появился огонь. Было видно, что пилот пытается выровнять борт, но резко вспыхнув, весь в огне и в дыму, со страшным рёвом пошёл вниз, была видна одна кабина. За метров 50 до земли из борта выпрыгнул (или выпал) один человек и упал в высохшее русло. Борт упал прямо в кишлак. Мы услышали хлопок и увидели поднявшийся столб дыма. (10 июля 1982 г. прим. «Путника»)
Недалеко от места падения находилась позиция Кара-Калинской ДШГ. Сразу же был послан разведчик. Взяв с собой радиостанцию, Бурлай Володя начал спуск к упавшему борту. Духи тоже пошли, но огонь из ДШК не прекращался. Володя спускался как можно скорее, по нему всё время вели огонь, но, по возможности прикрывался за валунами, перебежками через ложбинки, уступы. Уже внизу огонь прекратился, так как духи уже не видели его за деревьями и сопками.
Кишлак располагался на террасах вдоль высохшего русла реки, где протекал ручей. Володя увидел борт, лежащий со стороны наших позиций у одного из домов. Была видна борозда от сунувшегося по земле борта, который пробив корпусом дувал, оказался на огороде. Хвостовая часть была оторвана, лопасти тоже, сама кабина разорвана в клочья, где-то небольшими местами догорали и дымили остатки изоляции и проводки.
Первого лётчика Володя обнаружил в метрах 10 слева от борта, обгоревшего с сильно повреждённой задней частью головы, второй был в кабине, - просто чёрный, третий – в метрах 15 впереди от борта висел на кустах, тоже сильно обгоревший, вся одежда сгорела, он был в бронежилете, так даже ткань выгорела, были видны одни пластины. Сделав доклад, Володя занял позицию и стал ждать основную группу.
Через минут 20-30 прибыла группа, старший к-н Турулов. С ними были несколько сарбозов, которые начали сгонять местных жителей для помощи. Те сначала начали возмущаться, но когда старейшина в белой чалме получил по морде, всё пошло гладко, сделали носилки, уложили и накрыли тела погибших лётчиков, особенно было хлопотно с тем, что в кабине, а также пришлось отдельно в мешок собирать части тел. Последнего, четвёртого (борттехника), который выпрыгнул и разбился, наши не могли вынести, так как место, где он лежал простреливалось духами, поэтому послали местных, и те без проблем принесли тело (по ним не стреляли). Он был тоже обгоревший, но не сильно, что странно, так это то, что у него была наспех свежеперебинтованная рука.
Возможно, попадание было ещё во время первого захода на боевой. Собрали оружие, сняли бортовую р/станцию. Началась операция по подъёму тел погибших, которая длилась целый день под постоянным огнём противника. Мы ничем не могли им помочь, слишком большое расстояние, лишь с позиции Кара-Калинцев вели огонь из СПГ-9, АГС-17, и то не эффективный из за большого расстояния. Вышли парни на верх уже в часов 6-7 вечера, уставшие, а кто-то уже и с сединой. Погрузили тела в борт и отправили в Союз.
Ночью духи веселились, салютовали… Помню,- все были очень злые, ждали «добро» из Москвы на штурм. На следующий день привезли минбат с полкачами и целой кучей боеприпасов к ним. Носили мины на позиции целый день,- замахались…! Минбат работал целыми днями, борты тоже, только уже с большой высоты. Земля – дрожала!!! В одну из ночей, мы этому кишлаку устроили «тёмную» из всех видов…, за наших погибших! А днём, МИ-24 ПТУРСОМ угодил прямо в их дыру! Так мы, тоже салютовали!
Через пару дней Москва дала отказ, Кара-Калинцы улетели, на их позициях остался минбат. И застряли мы там надолго, думаю, минимум месяц торчали, если не больше. Бомбили эту базу ещё недели 2-3, но на штурм так и не пустили. Были серые будни… , те кто там был, никогда не забудут (это как бы личное). Были пленные духи, после зачистки кишлака сорбозами… Улетали мы оттуда с раздвоенным чувством, с одной стороны,- были рады, что не легли там, под этими дырами-дотами (уж слишком хорошая позиция духовская была, без подготовленного, внезапного штурма никак…), с другой,- все были угнетены потерями.
Борты поднялись в небо и, мы увидели маленький кишлак, где-то там, внизу, лежал одинокий наш борт, где по ночам, боясь что мы вернёмся, его потихоньку растаскивают и разбирают гордые афганцы. Так закончилась эта операция.
Перед высадкой борты обрабатывали нурсами посадочную площадку. Очччень неприятное ощущение, особенно для новичков. Высадка была жёсткой, десантировались с нависших над землёй бортов. Выпрыгивая по очереди, один отбегал влево, следующий вправо и, т.д. занимая круговую оборону, двое последних выбрасывали БК и сухпай. Борты ушли, нас разбили по группам и все ушли на свои позиции.
Заняли три высоты. Правую, где внизу был небольшой кишлак, заняла Кара-Калинская ДШГ, центральную и левую высоты – мы. Центральная, как КП. Я, со своим взводом находился на левой высоте. Сразу же начали окапываться, работали целый день, было жарко. Лишь только когда закончили и остыли, поняли какой там на самом деле колотун. Не знаю как в других группах, но у нас была только летняя форма одежды, ни курток, ни спальников у нас не было.
Ночью несли службу, днём отсыпались обнявшись друг с другом, оставив на позиции одного наблюдателя с радиостанцией. Особых боевых действий не было. Так, в первые две ночи незначительные перестрелки. Думаю, командование знало, что где-то в этом районе духовская база, но не знали где точно. Мы чего-то ждали. По-моему на второй или третий день вместе с боеприпасами, борты привезли несколько человек сорбозов. Нас собрали На КП, приказали усилить бдительность и быть готовыми в любой момент к переходу…
Но, на пятый или шестой день поступила команда сниматься. Где-то уже были слышны выстрелы и взрывы. – десантники избавлялись от лишнего груза боеприпасов. Примерно в восемь – восемь тридцать утра в небе появились борты. – 6 штук. Выстроились в круг и по очереди начали нурсовать площадки (или обнаружили духовскую базу). Отстрелялся первый борт (в два захода), за ним пошёл второй, белый, на борту надпись «АЭРОФЛОТ» (мы их называли – голубь мира).
В этот момент я услышал чёткие тройные очереди из ДШК. Или лётчики обнаружили духов, или пролетали слишком близко от их позиций, те, не смогли удержаться от соблазна. Духи себя выдали, огонь велся со стороны гор напротив наших позиций через ущелье в правой части которого и находился тот кишлак. Борт отстрелялся, вышел из боевого и пошел в разворот на второй боевой… Возле нас была радиостанция, и мы слышали как их предупреждали и просили уходить с того места, но,… они не слышали.
Развернувшись, борт пошёл на второй боевой и, опять чёткие, тройные очереди из ДШК. Мы увидели как с борта пошёл дымок и, он начал падать планируя, затем повалил густой дым и появился огонь. Было видно, что пилот пытается выровнять борт, но резко вспыхнув, весь в огне и в дыму, со страшным рёвом пошёл вниз, была видна одна кабина. За метров 50 до земли из борта выпрыгнул (или выпал) один человек и упал в высохшее русло. Борт упал прямо в кишлак. Мы услышали хлопок и увидели поднявшийся столб дыма. (10 июля 1982 г. прим. «Путника»)
Недалеко от места падения находилась позиция Кара-Калинской ДШГ. Сразу же был послан разведчик. Взяв с собой радиостанцию, Бурлай Володя начал спуск к упавшему борту. Духи тоже пошли, но огонь из ДШК не прекращался. Володя спускался как можно скорее, по нему всё время вели огонь, но, по возможности прикрывался за валунами, перебежками через ложбинки, уступы. Уже внизу огонь прекратился, так как духи уже не видели его за деревьями и сопками.
Кишлак располагался на террасах вдоль высохшего русла реки, где протекал ручей. Володя увидел борт, лежащий со стороны наших позиций у одного из домов. Была видна борозда от сунувшегося по земле борта, который пробив корпусом дувал, оказался на огороде. Хвостовая часть была оторвана, лопасти тоже, сама кабина разорвана в клочья, где-то небольшими местами догорали и дымили остатки изоляции и проводки.
Первого лётчика Володя обнаружил в метрах 10 слева от борта, обгоревшего с сильно повреждённой задней частью головы, второй был в кабине, - просто чёрный, третий – в метрах 15 впереди от борта висел на кустах, тоже сильно обгоревший, вся одежда сгорела, он был в бронежилете, так даже ткань выгорела, были видны одни пластины. Сделав доклад, Володя занял позицию и стал ждать основную группу.
Через минут 20-30 прибыла группа, старший к-н Турулов. С ними были несколько сарбозов, которые начали сгонять местных жителей для помощи. Те сначала начали возмущаться, но когда старейшина в белой чалме получил по морде, всё пошло гладко, сделали носилки, уложили и накрыли тела погибших лётчиков, особенно было хлопотно с тем, что в кабине, а также пришлось отдельно в мешок собирать части тел. Последнего, четвёртого (борттехника), который выпрыгнул и разбился, наши не могли вынести, так как место, где он лежал простреливалось духами, поэтому послали местных, и те без проблем принесли тело (по ним не стреляли). Он был тоже обгоревший, но не сильно, что странно, так это то, что у него была наспех свежеперебинтованная рука.
Возможно, попадание было ещё во время первого захода на боевой. Собрали оружие, сняли бортовую р/станцию. Началась операция по подъёму тел погибших, которая длилась целый день под постоянным огнём противника. Мы ничем не могли им помочь, слишком большое расстояние, лишь с позиции Кара-Калинцев вели огонь из СПГ-9, АГС-17, и то не эффективный из за большого расстояния. Вышли парни на верх уже в часов 6-7 вечера, уставшие, а кто-то уже и с сединой. Погрузили тела в борт и отправили в Союз.
Ночью духи веселились, салютовали… Помню,- все были очень злые, ждали «добро» из Москвы на штурм. На следующий день привезли минбат с полкачами и целой кучей боеприпасов к ним. Носили мины на позиции целый день,- замахались…! Минбат работал целыми днями, борты тоже, только уже с большой высоты. Земля – дрожала!!! В одну из ночей, мы этому кишлаку устроили «тёмную» из всех видов…, за наших погибших! А днём, МИ-24 ПТУРСОМ угодил прямо в их дыру! Так мы, тоже салютовали!
Через пару дней Москва дала отказ, Кара-Калинцы улетели, на их позициях остался минбат. И застряли мы там надолго, думаю, минимум месяц торчали, если не больше. Бомбили эту базу ещё недели 2-3, но на штурм так и не пустили. Были серые будни… , те кто там был, никогда не забудут (это как бы личное). Были пленные духи, после зачистки кишлака сорбозами… Улетали мы оттуда с раздвоенным чувством, с одной стороны,- были рады, что не легли там, под этими дырами-дотами (уж слишком хорошая позиция духовская была, без подготовленного, внезапного штурма никак…), с другой,- все были угнетены потерями.
Борты поднялись в небо и, мы увидели маленький кишлак, где-то там, внизу, лежал одинокий наш борт, где по ночам, боясь что мы вернёмся, его потихоньку растаскивают и разбирают гордые афганцы. Так закончилась эта операция.