Основания и порядок привлечения к административной ответственности определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Привлечение лица к административной ответственности не исключает возможности одновременного привлечения его и к конституционно-правовой ответственности.
Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами установлена административная ответственность.
В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние - такое действие или бездействие, которое нарушает нормы законодательства о выборах и других федеральных законов.
Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица, а также лица, замещающие определенные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссиях, организациях, независимо от формы собственности. Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности только по достижению ими 16-летнего возраста.
В качестве юридических лиц, на которых может быть возложена административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, выступают:
организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание;
редакции периодических печатных изданий;
избирательные объединения;
общественные объединения;
благотворительные организации;
религиозные объединения;
кредитные организации (учреждения);
полиграфические организации и др.
Вопрос о привлечении к административной ответственности за нарушения избирательного законодательства физических лиц очень часто связывается с наличием или отсутствием у них определенного правового статуса (так называемый специальный субъект). КоАП РФ содержит составы административных правонарушений, к ответственности за совершение которых могут быть привлечены только кандидаты на выборные должности, уполномоченные представители избирательных объединений, в том числе и по финансовым вопросам, а также различные должностные лица государственных, муниципальных органов, иных органов и организаций, государственные и муниципальные служащие.
За административно-наказуемые нарушения законодательства о выборах нарушители подвергаются штрафу, налагаемому в судебном порядке. Административный штраф выражается в разовом взыскании твердо установленной денежной суммы в доход государства. Конкретный размер штрафа определяется судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя.
В некоторых случаях штрафные санкции за нарушения избирательного законодательства применяются в совокупности с такой мерой административного наказания, как конфискация предмета правонарушения (например, при нарушениях порядка ведения агитационной деятельности.
|