ЛЕКЦИЯ
«Ответственность за бюджетные нарушения»
Первостепенное значение в социально-экономическом развитии любого государства имеет бюджетная система. Бюджетное законодательство позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории России, обеспечивает стабильность финансовой системы и повышение гарантий защищенности прав граждан, определяет систему юридической ответственности за финансовые правонарушения. Для эффективного социально-экономического развития и повышения финансовой безопасности, обеспечения финансовой дисциплины необходимы своевременное предупреждение, привлечение к ответственности за правонарушения в сфере бюджетного законодательства.
В настоящее время за бюджетные нарушения законом предусмотрены бюджетные меры принуждения, административная и уголовная ответственность.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации указаны следующие бюджетные меры принуждения: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета другому бюджету бюджетной системы; бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета другому бюджету; бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление предоставления межбюджетных трансфертов; передача уполномоченному по бюджету части полномочий ГРБС, РБС и получателя бюджетных средств. Меры принуждения за совершение бюджетного нарушения применяются финансовыми органами и органами Федерального казначейства на основании уведомления органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Административная ответственность применяется к должностным и юридическим лицам.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изложил ст. ст. 15.14 —
Нецелевое использование бюджетных средств и 15.15 КоАП —
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита в новой редакции, дополнительно ввел в КоАП 16 статей, предусматривающих ответственность за правонарушения в бюджетной сфере. К примеру, ответственность предусмотрена за нарушение условий предоставления бюджетного кредита, условий предоставления межбюджетных трансфертов, условий предоставления бюджетных инвестиций, условий предоставления субсидий, нарушение порядка представления бюджетной отчетности и др.
Введена дисквалификация должностных лиц, увеличены размеры штрафов за административные правонарушения в бюджетной сфере.
Постановление по делу о нарушении бюджетного законодательства выносится в течении двух лет со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Основное бюджетное правонарушение указано в ст. 15.14 КоАП РФ — нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 50000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, а на юридических лиц — от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
За нецелевое расходование бюджетных средств также предусмотрена уголовная ответственность, которая нашла свое отражение в двух статьях УК РФ: ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ (нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов).
Привлечение к уголовной ответственности при наличии состава преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ: расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (свыше 1500000 руб.), влечет применение санкции по части первой ст. 285.1, а совершение того же деяния, но группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (свыше 7500000 руб.) влечет применение наказания, предусмотренного квалифицированным составом преступления.
Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется.
Субъектом преступления является должностное лицо организации — получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами.
|