Действующим законодательством
помимо ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения введена
также и ответственность для юридических лиц.
В соответствии с ч.1 ст.14
Федерального закона «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в
интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение
коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для
совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть
применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
На настоящий момент в КоАП РФ
закреплены всего 2 нормы, направленные на противодействие коррупционным
правонарушениям и допускающие ответственность юридического лица.
К таким нормам относится
ст.19.28, закрепляющая ответственность за незаконную передачу, предложение или
обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу,
выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации,
иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной
организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг
имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в
интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим
управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным
должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации
действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Данная статья, предусматривает возможность
наложения административного штрафа за коррупционные правонарушения юридических
лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг,
иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав,
незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени
юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег,
ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера,
иных имущественных прав.
Ответственность за незаконное
вознаграждение от имени юридического лица с учетом изменений возникает не
только при совершении законными представителями юридических лиц преступлений,
предусмотренных ст. 291 и чч.1 и 2 ст.204 УК РФ, в интересах либо от имени
организации, но и в случае покушения на совершение указанных выше преступлений.
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица в крупном и особо крупном
размере выделены в отдельные части ст.19.28 КоАП РФ. Санкции по ним ужесточены.
Анализ положений ст.19.28 КоАП РФ
и ст.14 Федерального закона "О противодействии коррупции" позволяет
прийти к выводу, что действующее законодательство не исключает возможность
одновременного возбуждения уголовного дела в отношении физического лица (например,
по ст.291 УК РФ - дача взятки) и дела об административном правонарушении в
отношении юридического лица по ст.19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от
имени юридического лица), в интересах которого действовало это физическое лицо.
Таким образом, при рассмотрении
дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.28 КоАП РФ,
возможность привлечения юридического лица к административной ответственности не
должна ставиться в зависимость от наличия обвинительного приговора в отношении
физического лица, несмотря на то, что противоправные действия фактически
совершаются физическим лицом от имени или в интересах юридического лица.
Кроме того, факт незаконной
передачи названного в этой статье имущества, а также факт оказания услуг
имущественного характера, предоставления имущественных прав может быть отражен
не только в обвинительном приговоре, но и в постановлении суда или следователя
о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (например, в
связи со смертью обвиняемого).
Кроме того, в КоАП РФ имеется
статья 19.29, устанавливающая ответственность за привлечение к трудовой
деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего
государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего)
должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами
Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным
законом «О противодействии коррупции».
В соответствии с правовой
позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной
практики за 4 квартал 2012 г., несоблюдение работодателем (заказчиком работ,
услуг) обязанности, предусмотренной ч.4 ст.12 Федерального закона «О
противодействии коррупции», в отношении бывшего государственного или
муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше
перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения,
предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные
обязанности государственного или муниципального служащего функции
государственного, муниципального (административного) управления организацией,
заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или)
гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказание
услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.
Возбуждение дел об указанных
административных правонарушениях отнесено к исключительной компетенции
прокурора.
Заместитель прокурора
Хворостянского района
Самарской области
юрист 1 класса М.Н.
Багапова
|