СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ
13 июля 2015 года принят Федеральный закон № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 224-ФЗ).
Целью Закона № 224-ФЗ является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Определены базовые основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также установлены гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.
Кроме того, Законом № 224-ФЗ определен субъектный и объектный составы государственного (муниципального) частного партнерства.
Инициатором создания государственного (муниципального) частного партнерства может выступать как публичный партнер, так и частный партнер. В первом случае, предложение о реализации проекта государственного (муниципального) частного партнерства разрабатывает публичный партнер. После завершения этой работы проект направляется публичным партнером в уполномоченный орган для оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества.
Если предложение о реализации проекта государственного (муниципального) частного партнерства разрабатывается частным партнером, то после завершения этой работы частный партнер направляет это предложение в адрес публичного партнера. При этом к такому предложению должна быть приложена полученная частным партнером на свое имя банковская гарантия на сумму в объеме не менее чем 5 (пять)% от объема прогнозируемого финансирования проекта (ст.8).
Требования к форме и содержанию предложения и Правила рассмотрения публичным органом предложения частного партнера о реализации проекта государственного (муниципального) партнерства установлены Правительством Российской Федерации (постановления № 1386 от 19.12.2015 и № 1388 от 19.12.2015).
Законодатель установил исчерпывающий перечень оснований для принятия решения публичным партнером о невозможности реализации проекта.
В случае принятия публичным партнером решения о направлении предложения частного партнера в уполномоченный орган, то такое предложение по закону направляется в течение десяти дней, исчисляемых от даты такого решения.
Уполномоченный орган (п. 11 ст. 3 Закона № 224-ФЗ) проводит оценку эффективности проекта и определяет его сравнительное преимущество. После этого уполномоченный орган готовит и направляет публичному партнеру положительное или отрицательное заключение на предложение о реализации проекта государственного (муниципального) партнерства
Если по итогам рассмотрения проекта реализации государственного (муниципального) частного партнерства получено положительное заключение от уполномоченного органа, то оно направляется публичным партнером в орган государственной власти или орган местного самоуправления, который уполномочен по закону на принятие решения о реализации проекта государственного (муниципального) частного партнерства в течение пяти дней от даты получения заключения.
Решение о реализации проекта государственного (муниципального) частного партнерства публикуется в сети Интернет в открытом доступе для того, чтобы потенциальные участники конкурса (предприниматели, инвесторы и т.д.) могли узнать о его проведении и подать заявки на участие в нем. Форма заявки и порядок ее направления публичному партнеру установлены Правительством Российской Федерации.
Основанием заключения соглашения является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта публично-частного партнерства (ст. 10 Закона № 224-ФЗ). Способом заключения соглашения о публично-частном партнерстве является, как правило, проведение торгов в форме конкурса на право заключения указанного соглашения (ст. 19 Закона № 224-ФЗ). Необходимо учитывать, что, если в течение 45 дней от даты размещения данного решения не поступило две или более заявок на участие в конкурсе, то торги не проводятся, а соглашение о реализации проекта государственного (муниципального) партнерства заключается с частным партнером, который подготовил и представил исходное предложение о реализации государственного (муниципального) частного партнерства. Однако если представлено две и более заявок, то проводятся торги в порядке, предусмотренном Законом, а также в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В результате заключения соглашения между публичным партнером и частным партнером-победителем, обязавшимся инвестировать определенные денежные и иные средства для реализации проекта публично-частного партнерства, возникает инвестиционное правоотношение, являющееся по своей правовой природе гражданско-правовым обязательством
После этого частный партнер приступает к реализации проекта в соответствии с условиями соглашения, заключенного с публичным партнером.
Использование новой процедуры государственного (муниципального) частного партнерства сегодня не получило активного развития. Вместе с тем, это альтернатива существующим юридическим формам правоотношений.
|