Меню сайта

Район

Историческая справка

Знаменитые люди района

Символика МО

Книга м.р.Хворостянский

Сельские поселения

СМИ района

Фотоальбомы

Администрация

Глава района

Тексты выступлений главы администрации

Структура и отделы администрации

Полномочия, задачи и функции

Подведомственные организации

Градостроительство

Молодежная политика

Архив

Информационные системы

Участие в программах и международное сотрудничество

Контакты

Сельское хозяйство

Новости

Информация

Собрание представителей

Новости

Собрание представителей

Культура

Культура

МФЦ

Информация

Спортивная жизнь района

Новости спорта

Фотогалерея

ФОК "Виктория"

Муниципальный контроль

Общие вопросы контроля

Земельный контроль

Экологический контроль

Финансовый контроль

Жилищный контроль

Охрана труда

НПА в сфере охраны труда

Конкурсы по охране труда

Несчастные случай

Муниципальная служба

Порядок поступления на муниципальную службу

Условия и результаты конкурсов

Квалификационные требования

Сведения о вакантных должностях

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

Документы

Постановления и Распоряжения за 2010-2012гг

Постановления

Распоряжения

Решения собрания представителей

Муниципальные услуги

Законопроекты

Программы

Схема территориального планирования

Обращения

Интернет-приемная

Порядок и время приема

Установленные формы обращений

Обзоры обращений граждан

Порядок обжалования

Имущественные и земельные правоотношения

Торги

Земельные участки многодетным семьям

Постановления и Распоряжения

Национальные проекты

Безопасные и качественные автомобильные дороги

Экология

Здравоохранение

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

Международная кооперация и экспорт

Жилье и городская среда

Культура

Образование

Производительность труда и поддержка занятости

Наука

Демография

Цифровая экономика Российской Федерации

Информация

Экономика и финансы

Мониторинг

Экономика

Инвестиционная деятельность

Малый бизнес

Стратегия до 2020г

Оценка регулирующего воздействия

Муниципальное-частное партнерство

Стимулирующие субсидий

Информация о долговых обязательствах

Развитие конкуренции

Бюджет для граждан

Публичные слушания

Бюджет 2010

Бюджет 2011

Бюджет 2012

Бюджет 2013

Бюджет 2014

Бюджет 2015

Бюджет 2016

Бюджет 2017

Бюджет 2018

Бюджет 2019

ЖКХ

Тарифы

НПА в сфере ЖКХ

Схемы

ТСЖ

Социальная сфера

Приемная семья для пожилых людей

Отдых, оздоровление и занятость детей

Доступная среда

Противодействие коррупции

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Антикоррупционная экспертиза

Методические материалы

Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов (аттестационная комиссия)

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

Правовая информация и просвещение

Прокуратура разъясняет

Информация

ГО и ЧС

Межрайонная ИФНС России №16 по Самарской области

Росреестр информирует

Полезные ссылки

ОГИБДД ОМВД России по Хворостянскому району

Муниципальная антинаркотическая комиссия

Антитеррористическая комиссия

ЕДДС

О МВД России по Хворостянскому району

Контрольно-ревизионная деятельность

ТИК

Выборы

Формирование комфортной городской среды

Информация о реализации проекта

Заявка на участие




Информация
Официальный интернет-портал правовой информации



70 лет ВОВ



Россреестр
17.12.2019Росреестр информирует
ПРЕСС-РЕЛИЗ

17.12.2019Росреестр информирует
Росреестр информирует

05.04.2019Росреестр информирует
Росреестр информирует

24.01.2018Росреестр информирует
ПРЕСС-РЕЛИЗ

16.01.2018Росреестр информирует
АНОНС 12 января 2018




Новые документы
19.10.2020Распоряжения
Распоряжение №218

19.10.2020Постановления
Постановление №603/П-1 от 16.10.2020

02.10.2020Постановления
Постановление №411 от 27.07.2020

30.04.2020Постановления
Постановление №233 от 27.04.2020

25.02.2020Постановления
Постановление №90 от 25.02.2020

18.02.2020Постановления
Постановление №56 от 06.02.2020

31.01.2020Постановления
Постановление № 39 от 31.01.2020




Интернет-приемная



Погода
Хворостянка 



Праздники России
Праздники России



Главная » Файлы » Противодействие коррупции » Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

«Муниципальная служба и обеспечение реализации механизмов антикоррупционного законодательства»
13.11.2013, 14:09

На современном этапе реализации реформы муниципальной службы в целях устранения причин и условий проявления коррупции в органах местного самоуправления осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование антикоррупционных механизмов на муниципальной службе.

Проблема создания правовой базы противодействия коррупции выдвигается в число первоочередных, и поэтому ее анализ является исходным фактором для определения правомерности введения и использования тех или иных антикоррупционных технологий в системе муниципальной службы.

Действие правовых норм, образующих институт муниципальной службы, направлено, прежде всего, на установление правового положения (статуса) муниципального служащего. По общему определению, правовое положение (статус) представляет собой совокупность прав и обязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством. Таким образом, правовое положение (правовой статус) муниципального служащего – это содержание служебных правоотношений, то есть самая сущность этих правоотношений. С изменением служебных правоотношений изменяется и правовое положение (правовой статус) муниципальных служащих.

Правовое положение (правовой статус) муниципального служащего определяет в первую очередь различный набор прав и обязанностей, запретов и ограничений для служащего.

Запреты и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, законодательством Российской Федерации выделены в отдельную правовую категорию. Согласно Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств, предусмотренных в законодательстве, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий, уже занимающий должность муниципальной службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен с муниципальной службы в связи с несоблюдением ограничений, установленных законодательством (статья 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Соблюдение указанных ограничений, связанных с муниципальной службой, обязательно как для граждан, желающих поступить на данную службу, так и для сторон трудового договора.

Ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы - это установленные нормами права обстоятельства, при наличии или возникновении которых служащие не могут проходить муниципальную службу и подлежат увольнению, а граждане (иностранные граждане) не могут поступить на муниципальную службу.

Запреты, связанные с прохождением муниципальной службы, представляют собой правовые нормы, определяющие действия, несовместимые с исполнением обязанностей муниципальной службы, установленные действующим законодательством в целях эффективного и качественного исполнения служащими своих функций, а также в целях исключения со стороны служащих коррупционных проявлений и иных злоупотреблений служебным положением, нарушение которых влечет юридическую ответственность, в том числе может быть основанием для досрочного прекращения служебных отношений.

Понятие «ограничения, связанные с прохождением службы», следует отличать от понятия «правовые ограничения муниципальных служащих», так как правовые ограничения - это более широкое понятие, означающее установленную действующим законодательством систему правоограничивающих норм, обусловленных задачами, принципами организации и функционирования муниципальной службы, направленных на обеспечение должного исполнения служащими своих функций, нарушение или несоблюдение которых влечет правовые последствия. В систему правовых ограничений входят:

- запреты;

- ограничения, опосредованные юридическими фактами;

- обязанности;

- юридическая ответственность.

Рассмотрим более подробно некоторые из распространенных на муниципальных служащих антикоррупционных ограничений и запретов.

На муниципальных служащих распространены следующие обязанности, установленные федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О муниципальной службе в Российской Федерации»:

1) обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Эта обязанность предусмотрена статьей 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статьей 8 и 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В частности, частью 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Здесь можно выделить две основные новеллы, которые привнесены современным антикоррупционным законодательством в развитие данного института публичной службы.

Во-первых, формально-юридически Федеральный закон «О противодействии коррупции» возлагает обязанность по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не на всех без исключения муниципальных служащих (граждан, претендующих на замещение должности муниципальной службы), а только на тех, которые замещают должности муниципальной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации (претендуют на замещение должности муниципальной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Во-вторых, муниципальными служащими (гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы) должны представляться также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Необходимо отметить, что порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В этой связи в каждом субъекте Российской Федерации должны быть изданы нормативные правовые акты, которые регулируют соответствующие правоотношения. На уровне Самарской области данные правоотношения регулируются Законом Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области».

В соответствии со статьей 7 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области» при поступлении на муниципальную службу в Самарской области граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы в Самарской области, включенных в перечни, установленные в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, а также муниципальные служащие в Самарской области, замещающие должности муниципальной службы в Самарской области, включенные в Перечни должностей, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими Самарской области.

Таким образом, муниципальные служащие в Самарской области при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководствуются постановлением Губернатора Самарской области от 18 декабря 2009 г. № 120 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Самарской области, и государственными гражданскими служащими Самарской области о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются муниципальным служащим в Самарской области представителю нанимателя в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным. При этом муниципальный служащий в Самарской области обязан представить:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

В случае, если гражданин или муниципальный служащий в Самарской области обнаружил, что в представленных им представителю нанимателя сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения. При этом уточненные сведения, представленные служащим по истечении 30 апреля каждого года, не считаются представленными с нарушением срока.

Законодательством Самарской области предусмотрен механизм, при котором в случае непредставления по объективным причинам муниципальным служащим в Самарской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые служащими относятся к информации ограниченного доступа, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Исходя из специального правового режима указанных сведений, не допускается их использование для установления либо определения платежеспособности служащего и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что современное антикоррупционное законодательство предъявляет определенные требования, направленные на обеспечение открытости и публичности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц. С учетом этого к сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих применяются правила о том, что они могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Что касается гражданских служащих Самарской области, то указанный порядок установлен Законом Самарской области «О государственной гражданской службе Самарской области и согласно нему сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего Самарской области, замещающего должности гражданской службы Самарской области категории «руководители», а также иные должности, замещение которых связано с коррупционными рисками, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указанных лиц размещаются на официальных сайтах государственных органов Самарской области и предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации в порядке, установленном Губернатором Самарской области. Как видно, обязательность публичного освещения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера касается не всех служащих, а лишь тех, которые могут принимать управленческие решения, либо осуществляют постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Кроме того, к должностям, замещение которых связано с так называемыми  коррупционными рисками, относятся должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Перечни конкретных должностей гражданской службы Самарской области в соответствующих государственных органах Самарской области, замещение которых связано с коррупционными рисками, утверждаются руководителями указанных государственных органов.

На уровне органов местного самоуправления в силу части 6 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» должны быть установлены соответствующие порядки размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет и представления для опубликования средствам массовой информации.

Указанные муниципальные правовые акты должны разрабатываться с учетом соответствующих положений постановления Губернатора Самарской области от 11.02.2010 № 8 «Об утверждении Порядка размещения на официальных сайтах государственных органов Самарской области и предоставления для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего Самарской области, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», в соответствии с которым на официальных сайтах размещаются и общероссийским и региональным средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему должность государственной гражданской службы Самарской области, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

б) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности лицу, замещающему должность государственной гражданской службы Самарской области, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;

в) декларированный годовой доход лица, замещающего должность государственной гражданской службы Самарской области, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Учитывая специальный правовой режим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера постановлением Губернатора Самарской области установлено, что в размещаемых на официальных сайтах и предоставляемых общероссийским и региональным средствам массовой информации для опубликования сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера запрещается указывать:

а) иные сведения о доходах лица, замещающего должность службы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей об имуществе, принадлежащем на праве собственности названным лицам, и об их обязательствах имущественного характера;

б) персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи лица, замещающего должность службы;

в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лица, замещающего должность службы, его супруги (супруга), детей и иных членов семьи;

г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему должность службы, его супруге (супругу), детям, иным членам семьи на праве собственности или находящихся в их пользовании;

д) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Другими словами, опубликование сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется в некой «обезличенной» форме, не позволяющей идентифицировать персональные сведения и информацию о служащем, обеспечивая тем самым его безопасность.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещают на официальных сайтах, как правило, в 14-дневный срок со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащими.

В случае отсутствия у органа местного самоуправления официального сайта сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещаются на официальном сайте Правительства Самарской области.

Размещение на официальных сайтах сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должно обеспечиваться кадровыми службами соответствующих органов местного самоуправления или должностными лицами, ответственными за кадровую работу.

По общему правилу кадровые службы органов местного самоуправления (уполномоченные должностные лица) в 3-дневный срок со дня поступления запроса от общероссийского или регионального средства массовой информации сообщают о нем лицу, замещающему должность муниципальной службы, в отношении которого поступил запрос. В 7-дневный срок со дня поступления запроса от общероссийского или регионального средства массовой информации обеспечивают предоставление ему сведений в том случае, если запрашиваемые сведения отсутствуют на официальном сайте.

Принципиально важным моментом в вопросе о представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является то, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» ввел реальный механизм проверки указанных сведений. В частности, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (работодателем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (работодателем).

Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей детально регламентирован статьей 7.1 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области».

При этом указанная проверка осуществляется либо самостоятельно представителем нанимателя (работодателем) – кадровой службой органа местного самоуправления или уполномоченным сотрудником, либо посредством подготовки мотивированного обращения к Губернатору Самарской области с предложением о направлении Губернатором Самарской области в интересах муниципальных органов запроса в кредитные организации, территориальные органы Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о представлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запроса в правоохранительные органы о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Вышеуказанное положение о запросе Губернатора Самарской области обязывает правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции (в том числе налоговую инспекцию) реагировать на соответствующие запросы и представлять необходимую информацию в целях проверки полноты и достоверности задекларированных служащим доходов, имущества, обязательств имущественного характера. Ранее такой механизм не был предусмотрен законодательством Российской Федерации, что создавало на практике массу трудностей.

Отметим еще один немаловажный аспект, связанный с ответственностью муниципальных служащих. Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» невыполнение муниципальным служащим вышеназванной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение служащего от замещаемой должности и увольнение со службы. В этих целях статья 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает самостоятельные основания для расторжения трудового договора, предусматривающим возможность увольнения муниципального служащего с муниципальной службы в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы. Непредставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера либо представление недостоверных сведений может послужить причиной такого увольнения с муниципальной службы. В свою очередь, непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на муниципальную службу.

С момента принятия Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и одновременным внесением соответствующих изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции» муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, определенный муниципальным правовым актом, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

2) обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Данный антикоррупционный инструмент является совершенно новым для публичной службы в Российской Федерации. Согласно положениям статьи 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Важно отметить, что уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является должностной (служебной) обязанностью муниципального служащего, а не его правом. При этом федеральный законодатель предусматривает исключение из этого правила, при котором такое уведомление не представляется – это случаи, когда по данным фактам проведена или проводится проверка.

Учитывая то, что уведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений возведено в ранг должностных (служебных) обязанностей служащего, ее невыполнение квалифицируется как правонарушение, влекущее увольнение служащего с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует учитывать, что служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем до настоящего момента специальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты указанных служащих, не приняты.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем). В целях реализации указанной нормы в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти Самарской области, органах местного самоуправления изданы нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и форму данных уведомлений (см., например, приказ департамента труда и занятости населения Самарской области от 11.05.2011 № 80-п «Об утверждении Порядка уведомления государственными гражданскими служащими департамента труда и занятости населения Самарской области о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений» и другие);

3) обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

На законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на муниципальной службе направлены специальные меры, установленные статьями 10 и 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Вместе с тем закреплённый Федеральным законом «О противодействии коррупции» механизм не является абсолютно новым. Так, закреплённое в статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» понятие «конфликта интересов» используется в российском законодательстве на протяжении уже достаточно длительного времени, в том числе и применительно к публичным служебным отношениям. В связи с этим нормы указанного закона частично повторяют положения, содержащиеся в ранее принятом Федеральном законе о муниципальной службе, а частично представляют собой новеллы, уточняющие понятие конфликта интересов на публичной службе и предлагающие новые механизмы его разрешения.

Согласно положением действующего законодательства, регламентирующего отношения по прохождению публичной службы, конфликт интересов на публичной службе рассматривался как противоречие между частными интересами служащего и его должностными обязанностями.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» в определении сущности конфликта интересов содержит следующие новеллы:

во-первых, теперь конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (то есть по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей;

во-вторых, новый Федеральный закон подчеркивает, что личная заинтересованность служащего может быть не только прямой, но и косвенной (т.е. создании реальной возможности их получения).

Понятие личной заинтересованности в Федеральном законе «О противодействии коррупции» также претерпело некоторые изменения по сравнению с используемыми в Федеральных законах о муниципальной службе.

Во-первых, в определении данной новеллы законодатель исключил указание на неосновательное обогащение.

Во-вторых, вместо общего указания на натуральную форму получения доходов и доходов в виде материальной выгоды законодатель конкретизировал, что речь может идти о получении ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

В-третьих, законодатель отказался от подробного определения иных лиц, которые могут получить доход в случае использования служащим своего служебного положения.

Однако в этом плане нельзя признать удачным используемое в Федеральном законе «О противодействии коррупции» понятие "третьи лица". Представляется, что в любом случае в дальнейшем потребуется уточнение и разъяснение термина "третьи лица", используемого в рассматриваемом законе.

В статье 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: служащий и представитель нанимателя (работодатель).

Применительно к муниципальным служащим законодатель в связи с этим закрепляет две основные обязанности:

- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

- уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Что касается первой из них, то она подразумевает необходимость служащего воздерживаться от контактов с различными организациями, сферы деятельности которых пересекаются с его должностными обязанностями (кроме тех случаев, разумеется, когда такое взаимодействие, наоборот, входит в его должностные обязанности); максимально дистанцироваться от личных предпочтений при принятии управленческих решений и т.п.

В отношении второй обязанности необходимо отметить, что применение её на практике связано с определенными трудностями, так как оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет служащему осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возникший конфликт. В этом плане представляется перспективным закрепление в подзаконных актах, устанавливающих особенности предотвращения и разрешения конфликта интересов в различных органах, перечня так называемых «предконфликтных ситуаций».

Действующее законодательство уже оперирует указанным понятием, в частности постановление Правительства РФ от 02.03.2006 № 113 «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений».

«Предконфликтная ситуация» может быть определена как ситуация, в которой у должностных лиц (служащих) может возникнуть конфликт интересов. Кроме того, в вышеуказанном правовом акте содержится также описание некоторых наиболее часто встречающихся предконфликтных ситуаций.

Представляется, что о случаях возникновения "предконфликтных ситуаций" служащий должен информировать всегда. В то же время перечень таких ситуаций не должен носить исчерпывающего характера.

Уведомление о возникновении конфликта интересов или угрозы его возникновения осуществляется в письменной форме. Для этого указанным выше лицам подается заявление либо служебная (докладная) записка произвольной формы.

Неисполнение рассмотренных выше обязанностей служащими должно рассматриваться как дисциплинарный проступок и может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности. Однако при этом следует помнить, что во всех таких случаях необходимым условием привлечения служащего к ответственности является установление его вины. Применительно к обеим обязанностям это выглядит достаточно сложным в силу оценочного характера конфликта интересов и, соответственно, мер, которые могут быть предприняты с целью его недопущения.

Вторым субъектом, на которого Федеральный закон «О противодействии коррупции» возлагает обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является представитель нанимателя (работодатель). Основным способом получения представителем нанимателя (работодателем) информации о возникновении конфликта интересов является, по-видимому, информирование его самим служащим, у которого конфликт интересов возник, либо непосредственным начальником такого служащего. Помимо этого источниками информации о конфликте интересов могут являться:

- декларации о доходах, расходах, подаваемые служащими;

- иные предоставляемые ими сведения;

- заявления, в том числе и анонимные, граждан и организаций, в том числе считающих себя пострадавшими от неправомерных действий служащего, связанных с конфликтом интересов;

- материалы публикаций в средствах массовой информации;

- результаты служебных проверок и т.п.

В частях 4 и 5 статьи 11 Закона о противодействии коррупции содержится указание на основные способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе:

1) Изменение должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов (в том числе отстранение его от исполнения должностных (служебных) обязанностей).

Указанные ситуации касаются отстранения служащего на период урегулирования конфликта интересов, то есть, когда, собственно говоря, еще только решается вопрос о наличии или отсутствии конфликта вообще.

Этот способ, как представляется, может носить временный или постоянный характер. Постоянное изменение должностного или служебного положения служащего может выражаться в его переводе на другую должность (или в изменении условий трудового договора, не являющимся переводом). Однако во всех случаях следует помнить, что, поскольку постоянный перевод на другую должность (постоянное изменение условий контракта) по общему правилу возможен только с согласия служащего, разрешение конфликта интересов указанным путем возможно только на основе двухстороннего волеизъявления.

2) Отказ служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Это возможно только в случае, если указанная выгода носит одномоментный характер, так как в противном случае нельзя точно быть уверенным, что конфликт интересов разрешен. По смыслу данного способа он также может быть использован только при наличии согласия служащего.

Между тем из содержания Закона о противодействии коррупции неясен способ отказа служащего от полученной или предполагаемой выгоды. Представляется, что процедура отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, должна быть более подробно урегулирована законодательством или подзаконными актами.

3) Отвод или самоотвод служащего.

Понятие отвода (самоотвода) ранее в законодательстве о службе не использовалось и было характерно, в основном, для сферы процессуальных отраслей права.

 По аналогии можно предположить, что отвод (самоотвод) служащего не связан с его отстранением от должности, а может касаться недопущения его к рассмотрению конкретного дела, принятия определенного управленческого решения, осуществления контроля деятельности определенной организации и т.п. В любом случае применение данного способа невозможно до тех пор, пока случаи и порядок отвода (самоотвода) служащих не будут подробно регламентированы законодательством.

Представляется, что вышеуказанные способы нельзя считать исчерпывающими. Дополнительно можно выделить следующие способы:

- ограничение доступа служащего к конкретной информации;

- усиление контроля выполнения служащим обязанностей, в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов;

- установление коллегиального порядка принятия решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.

Использование всех рассмотренных выше мер отнесено к компетенции представителя нанимателя (работодателя).

Ещё одним организационно-правовым механизмом позволяющим эффективно разрешать «конфликт интересов» на муниципальной службе является возможность формирования в органах местного самоуправления комиссий по урегулированию конфликта интересов.

Помимо перечисленных выше ограничений и обязанностей для служащих, Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового договора. Согласно указанным ограничениям гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Гражданин, замещавший должности муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с муниципальной службы указанного требования влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

В целях реализации указанных положений Федерального закона, а также соответствующего Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» в этой части в Самарской области издано постановление Губернатора Самарской области от 19.10.2010 № 80, предусматривающее, что  гражданин, замещавший в органах исполнительной власти Самарской области должность государственной гражданской службы Самарской области категории "руководители" или должность государственной гражданской службы Самарской области, включенную в перечень конкретных должностей государственной гражданской службы Самарской области в органе исполнительной власти Самарской области, замещение которых связано с коррупционными рисками, утвержденный руководителем органа исполнительной власти Самарской области в соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 6 Закона Самарской области "О государственной гражданской службе Самарской области", в течение двух лет со дня увольнения с государственной гражданской службы Самарской области:

а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего Самарской области, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Самарской области и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном положением об этой комиссии;

б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте государственной гражданской службы Самарской области с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

На местном уровне должны быть приняты аналогичные муниципальные правовые акты с учетом положений, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и постановление Губернатора Самарской области от 19.10.2010 № 80.

Представляется необходимым также отметить, что Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» были внесены масштабные изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, направленные на решение следующих концептуальных проблем.

1. В целях повышения эффективности деятельности по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Налоговый кодекс Российской Федерации дополнены положением, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации, регистрирующие и налоговые органы обязаны в соответствии с законодательством о противодействии коррупции представлять руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (включая справки по операциям, счетам и вкладам) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, должности судьи, государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, должностей федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, руководящих должностей в государственной корпорации, фонде или иной организации, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона, отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора, в организациях, учреждениях и на предприятиях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; лиц, замещающих названные должности; супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан и лиц.

2. Для осуществления положений пункта 6 статьи 7 Федерального закона "О противодействии коррупции" об унификации прав и обязанностей, ограничений и запретов, установленных для государственных (муниципальных) служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другие федеральные законы внесены изменения, в соответствии с которыми на членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, налагаются соответствующие ограничения, а также возлагаются обязанности, в том числе ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

3. В отдельные федеральные законы внесены изменения, направленные на совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы. В частности, уточняются полномочия Минюста России по проведению антикоррупционной экспертизы проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, а также по аккредитации независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Вводится порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами и организациями.

4. Многие изменения, внесенные в указанные законодательные акты Российской Федерации, обусловлены необходимостью приведения используемых в них понятий в соответствие с тем, как эти понятия употребляются в Федеральном законе "О противодействии коррупции", или с требованиями юридической техники в целях устранения выявленных пробелов в правовом регулировании противодействия коррупции, а также усиления ответственности за коррупционные правонарушения.

Так, например, Федеральные законы "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" дополнены положениями, определяющими виды взысканий, которые могут быть применены к государственному гражданскому и муниципальному служащим в связи с совершением ими коррупционных правонарушений, и порядок наложения указанных взысканий.

При этом, в частности, статьей 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» оговаривается, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Указанные взыскания применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном Законом Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области» и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:

1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

3) объяснений муниципального служащего;

4) иных материалов.

При применении взысканий учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

В акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается часть 1 или 2 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».


Категория: Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции | Добавил: Dmitriy
Просмотров: 3260 | Загрузок: 0

Яндекс цитирования





© 2020 | Design by Stalmon | | Sitemap