Во всем мире идут процессы, направленные на установление доверия между гражданами и управляющими ими элитами, как реакция властей на общественный запрос со стороны гражданского общества. Реакция, вызванная не столько увеличением протестных настроений, а стремлением изменить сами принципы общественного устройства, взаимоотношений власти и населения.
В Российском государстве существует огромная, хотя еще не четко не сформулированная потребность в общественных преобразованиях. Для того, чтобы федеральной, региональной и местной власти соответствовать этим преобразованиям, крайне важно понимание, что без системной работы, без ясного и четкого изложения принципов открытости, без соответствия этих процессов международной практике и запросам общества невозможно сохранить и установить уровень доверия людей, который позволил бы пережить грядущие трансформации общества безболезненно.
В последнее время все чаще звучит устойчивый термин «Открытость власти». По сути, открытость власти – это:
– минимизация рисков, связанных с подготовкой управленческих решений большого социального масштаба, возможность достаточно точно спрогнозировать вероятные последствия их принятия;
– предоставление гражданам возможности успешно подготовиться к ожидаемым изменениям в экономической и социальной ситуации;
– предотвращение или как минимум снижение угрозы отчуждения власти;
– не чрезвычайная и не конфронтационная, а инициативная мобилизация общественных сил на решение проблем самого общества;
– прибавление социального, политического, экономического, психологического потенциала федерализма;
– синхронизация процессов, протекающих в центре и на местах;
– оповещение региональных и местных властей об оптимальном курсе федеральной власти.
Открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления являются важнейшими показателями эффективности их функционирования и реализации закрепленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления взаимодействия между гражданами и органами публичной власти.
Информационная открытость власти позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии российского общества и органах публичной власти, повышает эффективность общественного контроля над деятельностью органов публичной власти. Информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности. Открытость носит социально-коммуникативный характер, а прозрачность - функциональный, способствующий оптимизации регулятивных процессов в государстве.
Специалисты практики в области государственного и муниципального управления, ученые, изучающие открытость органов власти различного уровня, выделяют ряд существующих проблем в этой сфере:
- власти по-прежнему не хватает «транспарентности», она остается во многом закрытой для контроля гражданского общества, а сами граждане недостаточно информированы о деятельности органов власти;
- информационная политика, как на уровне государства, так и субъектов Федерации и муниципальных образований характеризуется весьма значительным неиспользованным ресурсом;
- практика «информационной открытости» значительно опережает законотворческую деятельность в этой сфере;
- отсутствуют программы развития информационной политики;
- продолжается социальное расслоение и обнищание населения;
- появляются новые социальные группы и слои населения, имеющие свои специфические информационные интересы и потребности;
- падение доверия к политико-властным структурам
Открытость власти является одним из важнейших факторов формирования доверия населения к публичной власти. В современной России проблема доверия населения к служащим становится одной из актуальных в политической и социально-экономической жизни российского общества. Во многом это связано с тем, что служащие в условиях развития демократии становятся объектом особого внимания со стороны всего общества, и уровень доверия населения к ним и их деятельности в значительной степени влияет на формирование социальной стабильности общества и его способность воспринимать и реализовывать предлагаемые модернизационные реформы.
Между тем в последнее десятилетие в нашей стране наблюдается снижение уровня доверия населения к представителям власти. Данная ситуация усугубляется сформировавшимся в России общественно-политическим феноменом, получившим название «дефицит доверия». Он стал одним из негативных следствий радикальных экономических и политических преобразований, которые имели место в стране в 1990-х гг. Дефицит доверия остро чувствовался во многих слоях общества в большинстве сфер жизнедеятельности людей, особенно в экономике, политике и социальной сфере. Он сохраняется до сих пор и характеризуется как низким уровнем межличностного доверия, так и низким уровнем институционального доверия.
Согласно опросу ВЦИОМа, за прошедшие два года снизилось доверие населения к представителям различных профессий. В антилидерах по-прежнему политики и полицейские — им не доверяют более половины опрошенных. Политикам, как выяснил ВЦИОМ, не доверяют 53% респондентов (опрос проводился среди 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 субъектах РФ). В 2010 году так отвечали на 4% меньше. Число тех, кто придерживается противоположной точки зрения, осталось практически без изменений и составляет 20%.
Ученые выделяют следующие основные проблемы в «отчуждении» государства от общества:
- несоответствие декларируемых правовых принципов и норм социальной действительности;
- нежелание государства видеть население в качестве равного себе диалогового партнера;
- правовой нигилизм как населения, так и власти;
- отсутствие в реальной практике верховенства закона для всех членов общества, независимо от статуса и количества средств;
- низкий уровень предоставляемых населению качественных публичных услуг;
- неумение и нежелание служащих государственных и муниципальных органов власти, учреждений внедрять клиентоориентированные технологии, предоставлять населению качественные услуги;
- отсутствие общественного контроля (влияния) за решениями и действиями властей.
С момента вступления в силу Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в деятельности органов публичной власти всех уровней особую актуальность приобрел вопрос о практической реализации положений этого закона. Следует отметить, что в названном федеральном законе, по сути, были заложены концептуально новые подходы к обеспечению доступа заинтересованных граждан и организаций к информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований. Без преувеличения можно отметить, что указанный Федеральный закон является одним из основных антикоррупционных механизмов в системе современного антикоррупционного законодательства, посредством которого обеспечивается открытость, публичность в системе государственного управления, а также повышается эффективность гарантий поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.
В соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» правовое регулирование общественных отношений в этой сфере осуществляется также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Соответствующий законодательный акт был принят Самарской Губернской Думой 22 декабря 2009 года – Закон Самарской области «О предоставлении информации о деятельности государственных органов Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области».
Закон Самарской области, направленный на реализацию положений Федерального закона, определяет способы доступа к информации и виды предоставляемой на бесплатной основе информации о деятельности государственных органов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, не предусмотренные Федеральным законом. Кроме этого, указанный закон устанавливает форму предоставления информации о деятельности государственных органов Самарской области, органов местного самоуправления, а также регулирует иные вопросы, отнесенные Федеральным законом к компетенции субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Федеральном законе и Законе Самарской области подразумевается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В свою очередь, пользователем информацией признается гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации.
При регламентации отношений, связанных с доступом к информации о деятельности органов публичной власти, Федеральный закон, прежде всего, определил основные способы такого доступа. Согласно статье 6 Федерального закона доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
С учетом требований Федерального закона Закон Самарской области «О предоставлении информации о деятельности государственных органов Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области» устанавливает, что одним из основных способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение такой информации в сети Интернет.
Для этих целей исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, то есть местных администраций, следует отметить, что ими также должны создаваться официальные сайты. Однако если местная администрация не имеет, например, организационно-технологической или материально-финансовой возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, то такая информация размещается на официальном сайте Правительства Самарской области.
Закон Самарской области определяет способы доступа к информации о деятельности органов публичной власти, не предусмотренные Федеральным законом, то есть дополнительные способы, обеспечивающие дополнительные гарантии в прозрачности и открытости деятельности органов местного самоуправления.
К их числу статья 3 Закона Самарской области относит:
1) размещение информационных стендов и (или) других технических средств аналогичного назначения для ознакомления с текущей информацией о деятельности соответствующего органа;
2) распространение информации о нормотворческой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) текстов нормативных правовых актов, принятых на референдуме Самарской области либо принятых (изданных) органом государственной власти Самарской области, его должностным лицом в пределах своей компетенции, а также текстов муниципальных правовых актов, принятых (изданных) органом местного самоуправления, его должностным лицом в пределах своей компетенции и оформленных в виде правовых актов, текстов решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан);
б) текстов проектов нормативных правовых актов, обращений, принятых и внесенных государственными органами Самарской области, текстов проектов нормативных правовых актов Самарской области, принятых и внесенных органами местного самоуправления, текстов проектов муниципальных нормативных правовых актов, рассматриваемых представительными органами местного самоуправления;
в) текстов проектов нормативных правовых актов Самарской области, официально внесенных и рассматриваемых государственными органами Самарской области, текстов проектов муниципальных нормативных правовых актов, официально внесенных и рассматриваемых органами местного самоуправления.
3) распространение печатной продукции и иных материалов, связанных с деятельностью соответствующего органа.
Разумеется, далеко не вся информация о деятельности органов публичной власти может быть доступна для всеобщего распространения – в частности, к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, доступ ограничен соответствующими Федеральными законами.
В целом параметры и состав информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в Интернете, определены Федеральным законом. Так, в Федеральном законе подобная информация сгруппирована следующим образом:
1) общая информация об органе (это наименование и структура органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа; сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них); перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций; сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии);
2) информация о нормотворческой деятельности муниципального органа, в том числе о нормативных правовых актах, изданных этим органом.
Здесь хотелось бы обратить особое внимание на следующий аспект. В рамках реализации общегосударственной политики по противодействию коррупции Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, в том числе независимой антикоррупционной экспертизы.
Вследствие этого в Закон Самарской области «О противодействии коррупции» внесены необходимые изменения в части обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Кроме того, к информации о правотворческой деятельности органа публичной власти отнесена информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов.
Другим видом информации о деятельности органов, предоставляемой в электронном виде, является информация о кадровом обеспечении органа, в том числе порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях службы, имеющихся в органе, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях.
Помимо прочего федеральным законом определено, что в сети Интернет на сайтах органов подлежит размещению информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Необходимо отметить, что Законом Самарской области распределены полномочия по установлению перечней информации о деятельности органов, являющейся обязательной к размещению в сети Интернет. Перечень информации, размещаемой в сети Интернет, о деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В развитие указанных требований постановлением Правительства Самарской области от 13 августа 2010 г. № 380 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Самарской области и органов исполнительной власти Самарской области, размещаемой в сети Интернет» был утвержден соответствующий перечень информации, а также определена периодичность размещения (сроки).
Указанным постановлением определен адрес официального сайта Правительства Самарской области в сети Интернет. Таковым является www.samregion.ru.
Важно отметить, что в целях поддержания системы обеспечения доступа к информации о деятельности органов публичной власти должны быть определены требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами Правительства Самарской области и органов исполнительной власти Самарской области. К числу таких требований можно отнести то, что информация, размещаемая на официальном сайте Правительства Самарской области и официальных сайтах органов исполнительной власти Самарской области:
а) должна быть круглосуточно доступна пользователям информацией для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической (без участия человека) обработки информационными системами без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений;
б) должна быть доступна пользователям без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя платы;
в) не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель. Доступ к информации, размещенной на официальном сайте, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных или иных соглашений.
Кроме того, суммарная длительность перерывов в работе официального сайта не должна превышать четырех часов в месяц (за исключением перерывов, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы). При необходимости проведения плановых технических работ, в ходе которых доступ пользователей к информации, размещенной на официальном сайте, будет невозможен, уведомление об этом должно быть размещено на главной странице официального сайта не менее чем за сутки до начала работ. В случае возникновения технических неполадок, неполадок программного обеспечения или иных проблем, влекущих невозможность доступа пользователей к официальному сайту или к его отдельным страницам, на официальном сайте должно быть размещено в срок, не превышающий двух часов с момента возобновления доступа, объявление с указанием причины, даты и времени прекращения доступа, а также даты и времени возобновления доступа к информации.
Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны:
а) обеспечивать немедленный и свободный доступ пользователей к информации, размещенной на официальном сайте, пользование которой не может быть обусловлено требованием использования пользователями определенных веб-обозревателей или установки на технические средства пользователей программного обеспечения, специально созданного для доступа к информации, размещенной на официальном сайте;
б) предоставлять пользователям возможность беспрепятственного поиска и получения всей текстовой информации, размещенной на официальном сайте, включая поиск документа среди всех документов, опубликованных на официальном сайте, по его реквизитам, содержанию, а также по фрагментам текста, содержащегося в размещенном на официальном сайте документе;
в) предоставлять пользователям возможность поиска и получения информации, размещенной на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами;
г) предоставлять пользователям возможность определять дату и время размещения информации, а также дату и время последнего изменения информации на официальном сайте;
д) обеспечивать работоспособность действующего официального сайта под нагрузкой, определяемой количеством обращений к официальному сайту, двукратно превышающей максимальное суточное количество обращений, зарегистрированных за последние шесть месяцев эксплуатации официального сайта, для вновь созданного либо функционирующего менее шести месяцев официального сайта - под нагрузкой не менее 10 000 обращений к официальному сайту в месяц;
е) обеспечивать учет посещаемости всех страниц официального сайта путем размещения на всех его страницах программного кода ("счетчика посещений"), предоставляемого общедоступными системами сбора статистики в сети Интернет и обеспечивающего фиксацию факта посещения страницы пользователем;
ж) обеспечивать бесплатное раскрытие в сети Интернет сводных данных о посещаемости официального сайта (количество посещений и уникальных посетителей официального сайта, его отдельных страниц по часам, дням и месяцам), хранение и доступность для пользователей указанных сводных данных за последние три года;
з) обеспечивать пользователям возможность навигации, поиска и использования текстовой информации, размещенной на официальном сайте, при выключенной функции отображения графических элементов страниц в веб-обозревателе;
и) предоставлять пользователям возможность пользоваться официальным сайтом, в том числе посредством клавиатуры, без необходимости удерживать отдельные клавиши определенное время или необходимости придерживаться определенной последовательности ввода, производить одновременные нажатия нескольких клавиш;
к) предоставлять пользователям возможность масштабировать (увеличивать и уменьшать) шрифт и элементы интерфейса официального сайта средствами веб-обозревателя.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 августа 2010 г. № 380 установлены некоторые иные требования, в том числе к навигационным средствам официального сайта, средствам защиты информации, размещенной на официальном сайте, лингвистические требования (в частности, по общему правилу информация размещается на официальном сайте на русском языке). По решению Губернатора Самарской области, руководителя органа исполнительной власти Самарской области отдельная информация на официальном сайте, помимо русского языка, может быть размещена на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках. При этом наименования иностранных юридических и имена физических лиц, а также иностранные официальные обозначения могут быть указаны с использованием соответствующего иностранного алфавита.
В настоящее время в связи с необходимостью обеспечения эффективного взаимодействия властных структур и институтов гражданского общества, отдельных граждан, проживающих в Самарской области, функционирует Интернет-приемная органов исполнительной власти Самарской области. Каждый житель Самарской области имеет возможность обратиться к первым лицам органов исполнительной власти, задать вопрос Губернатору Самарской области, получить официальный ответ на отправленное электронное сообщение.
Через электронную приемную органов исполнительной власти Самарской области любой гражданин может направить свое обращение по сети Интернет напрямую в адрес глав муниципальных образований в Самарской области. Эта функция опять же обеспечивает возможность заявителю оперативно и без лишних усилий, связанных с поиском официальных сайтов соответствующих местных органов, с одного сайта адресовать свое обращение местной власти.
Создание и функционирование электронной приемной является частью общей масштабной работы по внедрению электронного правительства в Самарской области, которая проводится в рамках утвержденной Правительством соответствующей концепции.
Сейчас органами власти Самарской области активно реализуются такие электронные проекты, как многофункциональная социальная карта жителя Самарской области, обеспечивающая адресное оказание услуг в электронной форме (а именно, оплату услуг ЖКХ, проезд в общественном транспорте, запись на прием к социальному работнику или врачу, скидки в магазинах и аптеках и т.п.), интегрированная электронная нормативно-правовая база знаний в социальной сфере и многие другие.
Названные и иные мероприятия способствуют модернизации системы управления, повышению качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг, а также обеспечивают полную открытость и доступность информации о деятельности органов публичной власти Самарской области.
|