Меню сайта

Район

Историческая справка

Знаменитые люди района

Символика МО

Книга м.р.Хворостянский

Сельские поселения

СМИ района

Фотоальбомы

Администрация

Глава района

Тексты выступлений главы администрации

Структура и отделы администрации

Полномочия, задачи и функции

Подведомственные организации

Градостроительство

Молодежная политика

Архив

Информационные системы

Участие в программах и международное сотрудничество

Контакты

Сельское хозяйство

Новости

Информация

Собрание представителей

Новости

Собрание представителей

Культура

Культура

Спортивная жизнь района

Новости спорта

Фотогалерея

ФОК "Виктория"

Муниципальный контроль

Земельный контроль

Экологический контроль

Финансовый контроль

Жилищный контроль

Охрана труда

Муниципальная служба

Порядок поступления на муниципальную службу

Условия и результаты конкурсов

Квалификационные требования

Сведения о вакантных должностях

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

Документы

Постановления и Распоряжения за 2010-2012гг

Постановления

Распоряжения

Решения собрания представителей

Муниципальные услуги

Законопроекты

Программы

Схема территориального планирования

Обращения

Интернет-приемная

Порядок и время приема

Установленные формы обращений

Обзоры обращений лиц

Порядок обжалования

Имущественные и земельные правоотношения

Торги

Земельные участки многодетным семьям

Постановления и Распоряжения

Экономика и финансы

Мониторинг

Экономика

Инвестиционная деятельность

Малый бизнес

Стратегия до 2020г

Оценка регулирующего воздействия

Муниципальное-частное партнерство

Стимулирующие субсидий

Информация о долговых обязательствах

Бюджет для граждан

Публичные слушания

Бюджет 2010

Бюджет 2011

Бюджет 2012

Бюджет 2013

Бюджет 2014

Бюджет 2015

Бюджет 2016

Бюджет 2017

ЖКХ

Тарифы

НПА в сфере ЖКХ

Схемы

ТСЖ

Жилищные вопросы

Постановка на учёт

Устойчивое развитие сельских территорий

Жилище

Отдельные категории граждан

Противодействие коррупции

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Антикоррупционная экспертиза

Методические материалы

Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов (аттестационная комиссия)

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

Информация

ГО и ЧС

Прокуратура Хворостянского района разъясняет

Межрайонная ИФНС России №16 по Самарской области

Росреестр информирует

Полезные ссылки

ОГИБДД ОМВД России по Хворостянскому району

Антинаркотическая комиссия м.р.Хворостянский

Антитеррористическая комиссия

ЕДДС

ТИК

Выборы

Формирование комфортной городской среды

Информация о реализации проекта

Заявка на участие




Информация
Официальный интернет-портал правовой информации



70 лет ВОВ



Россреестр
21.07.2017Росреестр информирует
ПРЕСС-РЕЛИЗ

21.07.2017Росреестр информирует
ПРЕСС-РЕЛИЗ

21.07.2017Росреестр информирует
ПРЕСС-РЕЛИЗ

09.06.2017Росреестр информирует
ПРЕСС-РЕЛИЗ

09.06.2017Росреестр информирует
ПРЕСС-РЕЛИЗ




Новые документы
22.06.2017Постановления
Постановление № 305 от 22.06.2017 г.

08.06.2017Распоряжения
Распоряжение № 171 от 08.06.2017

23.05.2017Постановления
Постановление №227 от 23.05.2017г.

23.05.2017Постановления
Постановление №296 от 30.05.2013г.

23.05.2017Постановления
Постановление №1062 от 31.12.2015г

30.03.2017Постановления
Постановление №668 от 08.11.2016

28.03.2017Постановления
Постановление №46 от 16.02.2017




Интернет-приемная



Погода
Хворостянка 



Праздники России
Праздники России



Главная » Файлы » Противодействие коррупции » Антикоррупционная экспертиза

Антикоррупционная экспертиза
13.11.2013, 14:06

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является важнейшей частью системы противодействия коррупции, реализуемой в Российской Федерации. Главная задача государственного и муниципального управления состоит в правильной организации деятельности людей в целях обеспечения безопасного и перспективного развития общества. Основное средство для такой организации едино во всех государствах – это оптимальное в заданных условиях управленческое решение. Однако если оно не будет отвечать даже формальным критериям юридической «чистоты», не будет исключать потенциальной возможности для развития в практике его реализации неопределенности и злоупотреблений, то усилия по выстраиванию современной эффективной модели государственного администрирования окажутся нереализованными.

В настоящее время введение в практику органов публичной власти обязательного требования о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является одним из ключевых элементов текущей административной реформы. Научная основа формирования объективных и эффективных с формальной точки зрения решений органов власти развивается на основании такой области знаний, как юридическая техника. Ее задачи связаны не только с грамотным оформлением нормативных правовых актов, но и с верной трактовкой исходной управленческой задачи, пониманием особенностей реализации государственно-властного решения на практике, четким выстраиванием логики и структуры решения, установлением связей с другими правовыми актами и т.п. Именно поэтому особую популярность стала приобретать тема, связанная с оценкой коррупциогенности законодательства, то есть выявления в нем таких юридико-технических дефектов, которые приводят к активному возникновению коррупционных проявлений в практике реализации данных нормативных правовых актов.

Механизм проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, ее правовые и организационные основ закрепляются в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон). Суть антикоррупционной экспертизы заключается в том, чтобы не допустить проникновения в законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации положений и норм, которые сами по себе могут порождать коррупцию.

С точки зрения Федерального закона целью антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов и их последующее устранение. Предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов, а также нормы, содержащиеся в них, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы.

Объектом антикоррупционной экспертизы являются общественные отношения, на регулирование которых направлены исследуемые в целях выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов).

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В свою очередь в отношении принятых (изданных) и действующих нормативных правовых актов обязательность антикоррупционной экспертизы не предусмотрена, в связи с чем можно констатировать, что указанные акты должны подвергаться антикоррупционной экспертизе выборочно при возникновении соответствующей потребности;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Следует отметить, что под коррупциогенными факторами Федеральный закон подразумевает положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Федеральный закон перечисляет круг субъектов, уполномоченных на организацию и проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Среди них, прокуратуре Российской Федерации, которая проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Другим субъектом антикоррупционной экспертизы является федеральный орган исполнительной власти в области юстиции – Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные управления по субъектам Федерации, которые проводят экспертизу в соответствии с Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации.

Третья категория субъектов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы, является самой многочисленной и ее представляют все иные федеральные органы исполнительной власти (министерства, агентства, службы и т.д.), государственные органы (Центральная избирательная комиссия), органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации (в том числе такие, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и т.д.), и их должностные лица. Указанные субъекты проводят экспертизу в соответствии с Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон определяет круг вопросов, в пределах которых осуществляется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Так, частности, прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;

3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.

Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. При этом органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются либо в требованиях, либо в заключениях в зависимости от категории субъектов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы. Прокурор как субъект антикоррупционной экспертизы по итогам ее проведения и выявления в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенного фактора отражает его в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Все иные субъекты, помимо прокурора, выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражают в заключениях, составляемых при проведении антикоррупционной экспертизы.

Федеральный закон строго формализует содержание подготавливаемых по итогам проведения антикоррупционной экспертизы требования прокурора и заключения. Так, в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Таким образом, прокурор обязан не просто указать коррупциогенный фактор, обнаруженный в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта), и как таковое требование об изменении той или иной части нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), но и предложить конкретный способ устранения выявленного коррупциогенного фактора.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Следует отметить, что корреспондирующие нормы, регламентирующие статус прокурора как участника антикоррупционной экспертизы, закрепляются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В отличие от требования прокурора об изменении нормативного правового акта заключение носит рекомендательный характер. В тоже время к процедуре работы над заключением установлено условие о том, что заключение подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом, которым направлено заключение.

Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном законодательством порядке. Так, в частности, регламентом Правительства Российской Федерации урегулирован порядок рассмотрения разногласий, возникающих при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, внесенным в Правительство Российской Федерации с разногласиями. Вместе с тем порядок урегулирования разногласий, возникающих при оценке коррупциогенных факторов, выявленных ими участниками – органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями – не установлен в настоящее время.

Принципиально важным является вовлечение в процесс проведения антикоррупционной экспертизы представителей и институтов гражданского общества, а также граждан Российской Федерации. Это позволяет повысить эффективность антикоррупционной экспертизы, сделать ее результаты более объективными и достоверными. Для того чтобы иметь возможность проводить независимую антикоррупционную экспертизу необходимо пройти государственную аккредитацию в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2012 № 146.

Государственную аккредитацию могут пройти как юридические лица, так и отдельные граждане. В Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2012 № 146 установлено, что заявителями могут быть:

1) гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;

2) юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих требованиям о том, что они располагают высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 5 лет.

Физическое лицо для получения государственной услуги может представить по почте, опустить в ящик для корреспонденции Минюста России либо направить через Единый портал следующие документы:

а) заявление об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (копия паспорта);

в) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;

г) копию документа государственного образца о наличии ученой степени (при наличии);

д) копию трудовой книжки;

е) справку о прохождении службы, подтверждающую наличие у гражданина соответствующего стажа работы по специальности, заверенную печатью организации, в которой заявитель проходит службу (в случае если гражданин проходит военную службу либо правоохранительную службу).

Юридическое лицо для получения государственной услуги может представить по почте, опустить в ящик для корреспонденции Минюста России либо направить через Единый портал следующие документы:

а) заявление об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подписанное руководителем организации;

б) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

в) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица;

г) копию документа государственного образца о наличии ученой степени работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица (при наличии);

д) копию трудовой книжки работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица (с отметкой о работе в организации по настоящее время);

е) копию паспорта гражданина Российской Федерации работника юридического лица, выданного отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица;

ж) заявление о согласии работника юридического лица, изъявившего желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на обработку его персональных данных и внесение этих данных в государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, размещенный на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.

Впоследствии указанные независимые эксперты могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

В целях определения единых стандартов к проведению антикоррупционной экспертизы постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 установлена методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), содержащая исчерпывающий перечень унифицированных коррупциогенных факторов, которые необходимо обнаруживать в правовых нормах. Указанная методика подлежит применению всеми субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами

Обозначенной методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы.

Методикой установлены общие правила проведения данного вида экспертизы. Так, для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

Методикой определены коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в числе которых:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Как отмечалось ранее, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок организации деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы своих актов (проектов актов).

Исходя из этого, руководствуясь статьей 10 Закона Самарской области «О противодействии коррупции в Самарской области», Самарская Губернская Дума своим постановлением от 24.11.2009 № 1303 установила порядок проведения антикоррупционной экспертизы постановлений Самарской Губернской Думы, их проектов, а также проведения анализа законов Самарской области и постановлений Самарской Губернской Думы, их проектов с целью выявления в них коррупциогенных факторов.

Антикоррупционную экспертизу постановлений Думы, их проектов предписано осуществлять правовому управлению аппарата Думы. В свою очередь, анализ законов Самарской области и постановлений Думы, их проектов с целью выявления в них коррупциогенных факторов может осуществляться весьма широким кругом заинтересованных субъектов, в том числе:

1) постоянными комитетами Думы;

2) гражданами и региональными общественными объединениями, зарегистрированными в установленном законом порядке на территории Самарской области;

3) общественной палатой Самарской области;

4) субъектами научной экспертизы;

5) общественным молодежным парламентом при Думе;

6) Общественно-правовым центром при Думе;

7) Общественным советом при Думе;

8) органами местного самоуправления.

Антикоррупционная экспертиза постановлений Думы проводится в течение трех месяцев, а проектов постановлений Думы проводится в течение 30 дней, если законодательством Самарской области не предусмотрено иное.

Антикоррупционная экспертиза постановлений Думы проводится Самарской Губернской Думой в соответствии с планом работы Самарской Губернской Думы на основе предложений Губернатора Самарской области, Самарской Губернской Думы, а также федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы постановления Думы или проекта постановления Думы, является частью заключения, подготовленного по результатам проведения соответственно мониторинга применения постановления Думы и правовой экспертизы проекта постановления Думы, правовой экспертизы замечаний и предложений к нему.

Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы постановления Думы или проекта постановления Думы, должно содержать указание на наличие или отсутствие соответственно в постановлении Думы или проекте постановления Думы положений, которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, с соответствующими обоснованиями, а также рекомендации по их устранению.

Положения проекта постановления Думы, которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, до его принятия Думой должны быть устранены субъектом, внесшим проект постановления Думы. В случае несогласия субъекта, внесшего проект постановления Думы, с результатами антикоррупционной экспертизы проекта постановления Думы он направляет в постоянный комитет Думы, назначенный ответственным по проекту постановления Думы, мотивированные обоснования своего несогласия.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы постановления Думы постоянным комитетом Думы может быть принято решение о разработке проекта постановления Думы о внесении изменений в соответствующее постановление Думы.

Что касается анализа законов Самарской области и постановлений Думы, а также их проектов на предмет выявления в них коррупциогенных факторов, то он может осуществляться гражданами и региональными общественными объединениями, зарегистрированными в установленном законом порядке на территории Самарской области, по инициативе постоянных комитетов Думы.

Для проведения указанного анализа текст действующего закона Самарской области или постановления Думы, их проектов публикуются в средствах массовой информации или на официальном сайте Думы в сети Интернет с указанием срока подачи замечаний и предложений (не менее месяца со дня опубликования, размещения на сайте) и адреса, по которому должны направляться замечания и предложения.

Замечания и предложения к тексту закона Самарской области или постановления Думы, их проектов направляются в постоянный комитет Думы в соответствии с вопросами его компетенции.

Постоянный комитет Думы обобщает поступившие замечания и предложения к тексту проекта закона Самарской области, сгруппированные по статьям (пунктам, подпунктам статьи), оформляет в виде таблицы и направляет для доработки проекта закона Самарской области субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект закона Самарской области.

По результатам проведенного анализа действующего закона Самарской области или постановления Думы на предмет выявления в них коррупциогенных факторов постоянным комитетом Думы может быть принято решение о разработке проекта закона Самарской области или постановления Думы о внесении изменений в соответствующий закон Самарской области или постановление Думы.

При направлении в соответствии с Законом Самарской области «Об общественной палате Самарской области» проекта закона Самарской области или постановления Думы в общественную палату Самарской области для проведения общественной экспертизы в соответствующем обращении Думы может быть сформулировано предложение общественной палате Самарской области провести анализ проекта закона Самарской области или постановления Думы на предмет выявления в них коррупциогенных факторов. При назначении в соответствии с Законом Самарской области «О разработке, внесении и принятии законов Самарской области» научной экспертизы проекта закона Самарской области в соответствующем распоряжении председателя Думы может быть сформулировано предложение субъектам научной экспертизы провести также анализ проекта закона Самарской области на предмет выявления в нем коррупциогенных факторов.

Общественный молодежный парламент при Думе, а также Общественно-правовой центр при Думе в своих рекомендациях и решениях вправе проводить анализ законов Самарской области и постановлений Думы, их проектов с целью выявления в них коррупциогенных факторов. Общественный совет при Думе также задействуется в проведении антикоррупционной экспертизы, для чего на его рассмотрение может быть вынесено обсуждение любых действующих законов Самарской области и постановлений Думы, их проектов.

Порядок проведения органами исполнительной власти Самарской области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения определяется постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 № 670 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В соответствии с указанным Порядком антикоррупционная экспертиза проводится в отношении:

а) проектов законов Самарской области, разрабатываемых органами исполнительной власти и вносимых Губернатором Самарской области или Правительством Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы в порядке реализации права законодательной инициативы;

б) проектов законов Самарской области, поступивших в установленном порядке на заключение Губернатору Самарской области;

в) постановлений (проектов постановлений) Правительства Самарской области, носящих нормативный характер;

г) приказов (проектов приказов) министерств Самарской области и иных органов исполнительной власти, носящих нормативный характер;

д) приказов (проектов приказов) министров Самарской области и руководителей иных органов исполнительной власти, носящих нормативный характер.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов осуществляется органами исполнительной власти самостоятельно. При этом непосредственные функции по проведению экспертизы возложены на юридические службы органов исполнительной власти либо государственных гражданских служащих органов исполнительной власти, в служебные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы актов (проектов актов).

Законом Самарской области «О противодействии коррупции в Самарской области» и Порядком предписано, что результаты антикоррупционных экспертиз актов (проектов актов) ежегодно в срок до 10 июля и 10 декабря представляются органами исполнительной власти в департамент, уполномоченный в сфере противодействия коррупции в Самарской области, для обобщения результатов антикоррупционных экспертиз и их включения в ежегодный сводный отчет о реализации мер антикоррупционной деятельности в Самарской области.

Антикоррупционная экспертиза проекта акта проводится юридическими службами или специально уполномоченными служащими (юристами) в процессе его разработки при осуществлении правовой экспертизы юридической службой (юристом) органа исполнительной власти, являющегося разработчиком проекта акта. При этом структурные подразделения органа исполнительной власти – разработчика проекта акта учитывают результаты проводимой юридической службой (юристом) органа исполнительной власти антикоррупционной экспертизы, обеспечивая отсутствие в проекте акта коррупциогенных факторов.

По результатам проведения юридической службой (юристом) органа исполнительной власти - разработчика проекта акта антикоррупционной экспертизы проекта акта в пояснительной записке к проекту акта указываются сведения о проведении антикоррупционной экспертизы проекта акта и об отсутствии в нем коррупциогенных факторов.

Результаты антикоррупционной экспертизы проекта акта, проведенной юридической службой (юристом) органа исполнительной власти - разработчика проекта акта, подтверждаются визой руководителя органа исполнительной власти - разработчика проекта акта в листе согласования к проекту акта. Антикоррупционная экспертиза при разработке проекта акта проводится в срок, установленный руководителем органа исполнительной власти - разработчика проекта акта и, как правило, он составляет срок, отведенный для разработки проекта акта.

Относительно экспертизы действующих нормативных правовых актов следует заметить, что орган исполнительной власти организует проведение антикоррупционной экспертизы приказов, принимаемых (издаваемых) им и его руководителем, при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. По поручению Губернатора, председателя Правительства Самарской области, вице-губернаторов Самарской области, по решению областной межведомственной комиссии по противодействию коррупции органами исполнительной власти может проводиться антикоррупционная экспертиза постановлений Правительства Самарской области.

Основанием для проведения антикоррупционной экспертизы акта могут выступать поступившие от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц ходатайства о проведении антикоррупционной экспертизы акта.

Срок проведения антикоррупционной экспертизы приказа при мониторинге его применения определяется руководителем соответствующего органа исполнительной власти либо поручением Губернатора Самарской области, председателя Правительства Самарской области, вице-губернаторов Самарской области, решением областной межведомственной комиссии по противодействию коррупции.

Срок проведения антикоррупционной экспертизы постановлений Правительства Самарской области определяется в поручении Губернатора Самарской области, председателя Правительства Самарской области, вице-губернаторов Самарской области, в решении областной межведомственной комиссии по противодействию коррупции.

Результаты антикоррупционной экспертизы актов оформляются заключением, которое визируется руководителем юридической службы (юристом) органа исполнительной власти и подписывается руководителем органа исполнительной власти, проводившего антикоррупционную экспертизу акта. В случае выявления в акте коррупциогенных факторов они отражаются в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы.

В случае проведения антикоррупционной экспертизы по поручению Губернатора Самарской области, председателя Правительства Самарской области, вице-губернаторов Самарской области, по решению областной межведомственной комиссии по противодействию коррупции заключение направляется лицу (комиссии), давшему (принявшей) соответствующее поручение (решение) о проведении антикоррупционной экспертизы акта.

Выявленные по результатам проведения антикоррупционной экспертизы акта коррупциогенные факторы являются основанием для разработки органом исполнительной власти, являвшимся разработчиком указанного акта, соответствующих изменений в акт, направленных на устранение коррупциогенных факторов.

В целях повышения эффективности проведения органами исполнительной власти антикоррупционной экспертизы Порядком предписывается, что ответственность за качество, системность и результаты проведения указанной экспертизы несут руководители органов исполнительной власти.

Порядок организации и проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов определяется органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Вместе с тем указанные порядки с содержательной точки зрения весьма схожи с процессом организации антикоррупционной экспертизы на региональном уровне. В частности, порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в органах местного самоуправления городского округа Сызрань утвержден решением Думы городского округа Сызрань от 23 декабря 2009 года № 163.

Согласно указанному решению антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Думы городского округа Сызрань осуществляется разработчиками проектов, правовым управлением Администрации городского округа Сызрань в ходе их согласования и подготовки юридического заключения до направления их в Думу городского округа Сызрань.

В Думе городского округа Сызрань антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов проводит юридический отдел аппарата Думы при подготовке юридического заключения. По проектам нормативных правовых актов Думы, затрагивающим вопросы поступления и расходования средств бюджета городского округа, антикоррупционная экспертиза проводится Контрольно-счетной палатой городского округа Сызрань.

Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится по инициативе Главы городского округа Сызрань, Главы Администрации, Председателя Контрольно-счетной палаты и постоянных комитетов Думы городского округа Сызрань.

Решение о проведении антикоррупционной экспертизы принимается Главой городского округа, Администрацией городского округа, Думой городского округа, которые формируют и утверждают орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы, либо поручают ее проведение соответствующему органу местного самоуправления или должностному лицу.

 Субъекты антикоррупционной деятельности могут поручить проведение антикоррупционной экспертизы Общественному совету при Думе, Общественному молодежному парламенту при Думе, иным общественным институтам, а также опубликовать проект нормативного правового акта в средствах массовой информации в целях выявления мнения населения.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы органы (должностные лица), проводившие антикоррупционную экспертизу готовят заключения с указанием выявленных в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов и предложением способов их устранения.

Постановлением мэрии городского округа Тольятти 17 мая 2010 года № 1269-п/1 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) городского округа Тольятти.

Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов мэрии городского округа Тольятти и проектов нормативных правовых актов осуществляется правовым департаментом мэрии при проведении правовой экспертизы. Выявление коррупциогенных факторов в действующих нормативных правовых актов мэрии городского округа Тольятти осуществляется также органами и должностными лицами мэрии при проведении мониторинга их применения.

Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в отношении:

- проектов постановлений мэрии и распоряжений заместителей мэра;

- проектов решений Думы, разрабатываемых мэрией городского округа Тольятти.

Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов является обязательным. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении всех проектов нормативных правовых актов, как затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, так и не затрагивающих их. Подготовленный и завизированный разработчиком проект нормативного правового акта поступает в правовой департамент мэрии, который в течение 7 (семи) рабочих дней со дня поступления проекта акта проводит его антикоррупционную экспертизу. В отдельных случаях с учетом большого объема проекта нормативного правового акта, большого объема работы правового департамента мэрии (специалиста) по решению мэра городского округа срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 7 (семь) рабочих дней.

Проекты нормативных правовых актов, подготовленные органами мэрии и направляемые в Правовой департамент для проведения юридической экспертизы, должны быть оформлены в соответствии с требованиями Регламента делопроизводства и документооборота в мэрии городского округа Тольятти.

К проекту нормативного правового акта, направляемого разработчиком в правовой департамент для проведения юридической экспертизы, прилагается пояснительная записка к проекту, в которой должны быть отражены:

- основание для разработки проекта (поручение мэра городского округа, протест прокуратуры, необходимость приведения в соответствии с законодательством, включение в план нормотворческой деятельности и др.);

- перечень правовых актов, подлежащих принятию, изменению или отмене в случае принятия проекта;

- информация о состоянии законодательства и действующих муниципальных правовых актов в данной сфере правового регулирования;

- сведения, поясняющие содержание документа, необходимость его принятия.

Проект нормативного правового акта, направляемый разработчиком в правовой департамент должен быть в обязательном порядке завизирован специалистом, осуществляющим правовое обеспечение деятельности органа мэрии - разработчика проекта, либо к проекту должно быть приложено заключение данного специалиста с указанием причин отказа в согласовании проекта и пояснения разработчика проекта на данное заключение за подписью руководителя органа мэрии.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта мэрии городского округа Тольятти и проекта нормативного правового акта при выявлении коррупциогенных факторов составляется заключение, которое должно содержать указание на наличие в таком нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) положений, которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, а также рекомендации по их устранению.

Заключение, составляемое по результатам антикоррупционной экспертизы, является составной частью заключения, подготавливаемого правовым департаментом мэрии по результатам юридической экспертизы. Заключение правового департамента мэрии, подготавливаемое по результатам проведения юридической экспертизы нормативного правового акте (проекта нормативного правового акта), подписывается руководителем правового департамента.


Категория: Антикоррупционная экспертиза | Добавил: Dmitriy
Просмотров: 1626 | Загрузок: 0

Яндекс цитирования





© 2017 | Design by Stalmon | | Sitemap